Иеромонах Григорий (Яковлев) в Свято-Троицком храме в пос. Тура. |
Убийца оптинских насельников, по его свидетельству, совершил свое злодеяние по внушению некоего голоса, сказавшего ему: "Самый страшный враг сатаны - монахи. Ты должен убить их".
Злодеяние 21 марта 2000 г. было совершено в три часа утра человеком, действовавшим, по его словам, по указанию "бога Кришны".
Корреспондент "НГР" побывала на месте преступления в поселке Тура, беседовала с прихожанами и священником Свято-Троицкого храма отцом Тимофеем, с представителями местной прокуратуры, со специалистом по кришнаизму из Красноярска.
Дальнейшие факты изложены на основе опроса людей, знавших как убитого иеромонаха Григория, так и человека, до недавнего времени называвшего себя "Роман Гаврилов".
Двадцатишестилетний молодой человек, настоящее имя которого Руслан Владимирович Любецкий, что подтвердил его родной отец, приехавший в Туру, вышел в поселок из тайги, представившись "Романом Гавриловым". Правда об этом человеке стала раскрываться лишь после случившейся трагедии.
Руслан с детства интересовался духовными вопросами. В начале 90-х ему в руки попала книга, из которой он узнал об одном из индуистских божеств - Шиве. В книге молодой человек прочитал "письмо Шивы", обращенное к его супруге Парвати. В тексте говорилось о йогической практике, с помощью которой человек "обретает мистические способности, обретает другое тело". Руслан незамедлительно приступил к упражнениям. Их результатом стали неоднократные "выходы из физического тела", позже - впадение в состояние транса, "явление ему богов": Шивы, "познакомившего" Руслана "с Кришной"; того, кого он считал Иисусом Христом (Руслан уверен, что Христос - сын бога Кришны). Являлся ему, по его мнению, и основатель общества "Сознание Кришны" Свами Прабхупада.
И без того не любивший общество, молодой человек стал искать все более и более уединенных мест, где "поклонялся богу Шиве". Прослужив в Новосибирской области три месяца в войсках связи, Руслан дезертировал, объясняя такой поступок тем, что над ним издевались "деды". Находясь в бегах, дезертир периодически появлялся дома. В один из своих последних визитов домой (1992-1993 гг.) он принес "Бхагавадгиту" - священное писание кришнаитов, которое он получил "от одного человека в лесу".
Отец уговаривал сына сдаться милиции, после чего Руслан исчез из жизни своей семьи, ничего не знавшей о нем до совершенного злодеяния. Бродя по томской тайге, Любецкий общался с охотниками, выходил к селениям. В районе Васюганских болот он, по его словам, "встретил воинов Кришны". Убийца пытался наладить контакты с Томским и Новосибирским центрами Обществ сознания Кришны (ОСК). При этом томские кришнаиты испугались неадекватного поведения Руслана, дали кассеты с проповедями Прабхупады и попросили "больше к ним не приходить". В Новосибирске же с ним беседовали, вручили четки для чтения мантры "харе Кришна", но в общину также не приняли.
В ноябре 1998 г. под именем "Романа" Любецкий появился в пос. Тура. Он сразу направился в православный храм, где познакомился с иеромонахом Григорием (Яковлевым), которого на следствии всегда называл "батюшка". Священник оказывал ему приют, помогал пищей и деньгами, узнав взгляды "Романа", пытался наставить его на путь православной веры. Но такие беседы не располагали молодого человека к священнику, а, наоборот, вызывали раздражение.
Руслан стал приходить к мысли, что о. Григорий "не ведет человека наверх, а ведет его вниз", призывая людей к покаянию и исповеданию грехов, "постоянно напоминая о их грехах". Но главное, что он, по мнению убийцы, "оскорбил Иисуса Христа - сына Кришны, а отец за сына никогда не прощает". Утвердившись в этой мысли, Руслан и решил стать орудием в руках Кришны. Накануне убийства он стал впадать в состояние транса, в котором ему и было "раскрыто" то, как и чем он должен убить священника.
21 марта около трех часов ночи преступник постучался в церковь. Священник откликнулся на знакомый ему голос. "Роман" вошел и нанес удар в сердце священнику шилом, которое сделал из сварочного электрода. Затем перочинным ножом отрезал ему голову. Зашел в алтарь и положил ее на престол. Выйдя из храма, отправился в баню, сжег грязную одежду, смыл кровь и пошел спать.
Схватили преступника в тот же день.
Убитому иеромонаху Григорию (в миру Геннадию Михайловичу Яковлеву) было 50 лет. Родился он в г. Бодайбо (Иркутской обл.). Протоиерей Геннадий Фаст, кандидат богословия, духовный отец и многолетний друг убитого, вспоминает, что о. Григорий был очень ревностным христианином, горел в своем служении Богу, хотя в характере его была некая резкость и категоричность. Но все это покрывалось любовью к людям. "Мы ни на кого не таим зла, не желаем отмщения. А всем желаем спасения. Всем, начиная с убийцы", - сказал после отпевания о. Геннадий.
Московские представители Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) провели расследование, побывали в Красноярске и пришли к выводу, что Руслан Любецкий никогда не состоял ни в одном региональном отделении ЦОСКР, не общался ни с одним духовным наставником данного общества и "действия его похожи на действия маньяка-одиночки". Следователь пос. Тура Петр Плохов, ссылаясь на показания преступника, проинформировал нас, что "убийца отрицает свою связь с Центром обществ сознания Кришны в России". Прокурор Владимир Ботулу считает, что преступник нуждается в судебно-медицинской и ряде иных экспертиз. Следователи просят СМИ не делать скоропалительных выводов о какой-либо причастности убийцы к ЦОСКР и кришнаитскому вероисповеданию до тех пор, пока не будет дано профессиональное заключение о его психическом здоровье.
В Православной Церкви существует особое отношение к последней книге Священного Писания - к Апокалипсису. Текст из Откровения святого Иоанна Богослова никогда не используется во время богослужения. Чтение этой единственной в Новом Завете эзотерической книги рекомендуется всем православным верующим, но только обязательно с комментариями святых отцов.
Такой подход к чтению эзотерических текстов был бы правильным для всех духовных традиций. Распространение их Священных Писаний повсеместно при отсутствии духовных наставников и постоянного контроля над практиками адептов, как мы видим, к сожалению, может приводить или к сумасшествию, или к одержимости.
Тура-Красноярск