Джованни Гуайта. "Жизнь человека: встреча неба и земли". Беседы с Католикосом всех армян Гарегином I. - М.: ФАМ, 1999, 253 с.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ, свободно говоривший и писавший на шести как минимум языках, ученый и профессор, автор множества книг и тончайший богослов и проповедник, ученик известного философа Кахана Берберяна, который учился у Анри Бергсона, наконец, живой носитель христианской культуры Армении, которая насчитывает тысячу семьсот лет непрерывной истории, - вот кто такой Католикос Гарегин I. И в то же время - внук деревенского сапожника, мальчик, не знавший до 14 лет, что такое электричество, выходец из армянской деревни в Сирии неподалеку от турецкой границы.
Ярчайший представитель интеллектуальной элиты планеты (не Армении, не Европы или Америки, где он долго жил и трудился, а именно планеты) и одновременно интеллигент в первом поколении. Настоящий аскет, живший по древним уставам, и монах, давший иноческие обеты в возрасте двадцати лет и пронесший их через всю свою жизнь. Католикос родился в затерянной в горах деревне, центром которой была церковь. "Колокольня задавала ритм всей жизни", - скажет он потом в одном из разговоров с Джованни Гуайта, книга которого, написанная по-французски и уже переведенная на русский и армянский, стала одним из ярчайших свидетельств о том, что такое христианство в наши дни.
"Понимание того, что творение священно, ибо оно создано Богом, я усвоил не из курса богословия", - говорит Католикос и далее рассказывает о том, как его бабушка, когда на пол падал кусочек хлеба, просила сразу же его поднять, ибо это дар Божий. "И мы поднимали, сдували пыль и съедали, ибо не могли пренебречь даром Божьим". В деревне был армянский клуб с библиотекой, для нее Гарегин в возрасте 14 лет составил каталог. "Моя любовь к книгам началась в этой библиотеке".
Поступив учиться в Оксфорд, Гарегин узнал, что многие студенты не знают даже, где находится Армения. "Тогда во мне родилось твердое и бесповоротное решение: показать христианскую Армению", сделать свою родную страну и ее духовный мир знакомым и близким человеку в Европе и в Америке. "Оксфорд бросил мне вызов: остаться верным моей идентичности внутри общей христианской традиции". Эта формула прекрасно определяет путь, по которому покойный Католикос шел до последнего часа своей жизни - путь полной открытости всем и каждому христианскому исповеданию и в то же время полной верности своей традиции.
Само слово "католикос" означает "вселенский". Армянская Церковь, по словам Гарегина I, действительно вселенская, ибо "вместе с другими христианами мы исповедуем универсальность Церкви, так как Христос не разделился (цитата из первого послания к Коринфянам!) между различными конфессиями". Вселенской делает Армянскую Церковь не только тот факт, что армяне живут повсюду и поэтому ее приходы можно встретить везде, но и то главное, на что указывает Гарегин: несмотря на видимые различия, непростую историю и зачастую трудные отношения друг с другом сегодня, мы, христиане, призваны свидетельствовать о том, что не разделился Христос, умерший на Кресте, чтобы всех привлечь к себе.
"Сегодня, невзирая на догматические различия, мы должны признавать друг друга в конкретном опыте общения", - говорит об этом Католикос Гарегин I. Он был убежден в том, что не следует ограничивать экуменизм консультациями и комиссиями, ибо "христианская жизнь, хотя и основана на догматах, бесконечно их превосходит". Бесконечно важно узнать друг друга, трудясь вместе на ниве помощи больным, нищим и заключенным, в дни стихийных бедствий, как сделала это мать Тереза, прилетевшая в Спитак сразу после землетрясения.
Развивая эту мысль, Гарегин делает на первый взгляд парадоксальный и даже шокирующий вывод: "Если секуляризм состоит в признании ценности всех аспектов человеческой жизни в мире наряду с существованием сакрального, тогда одним из первых предшественников секуляризма был Христос. В Его учении мы не находим никакого противопоставления мирского сакральному, поскольку все проявления человеческой жизни были для Него одинаково важными". "Проблема наведения новых мостов между нашими Церквами, нашими традициями и культурами" - вот общая задача христиан всех без исключения исповеданий. Но, подчеркивает Гарегин, "экуменизм начинается с взаимного уважения", это не борьба за паству, но сотрудничество, без которого сегодня в мире неминуемо возникает духовная смута.
Патриарх-Католикос Гарегин I сделал очень много для того, чтобы духовные традиции Армянской Церкви стали доступны для всего человечества. Но главное среди них - это чувство того, что Христос действительно находится среди нас. Это постоянно подчеркивает Гарегин I как в беседах с Джованни Гуайта, так и в своих написанных ранее книгах и статьях. Он говорит о том, что чувствует симпатию к людям, которые не видят смысла в рассуждениях о тонкостях богословских формулировок, ибо "сегодня важна живая вера, а не ее форма". "Люди ждут от нас единства в служении одному Господу", - восклицает в этой связи Католикос, но тут же прибавляет: "Но именно для того, чтобы проложить путь к единству, необходимы богословские исследования".
Если попытаться понять, какие именно слова являются в языке Гарегина I ключевыми, то, вероятно, ими окажутся следующие: "сегодня" и "живая вера". "Евангелие - это не сокровище древности или рукопись, украшенная красивыми миниатюрами. Это - божественная весть, которая должна звучать в жизни человека, причем сегодня", - так говорит покойный Католикос. В книге "Жизнь человека: встреча неба и земли" он рассказывает о том, что, поселившись в Эчмиадзине, каждый день молился перед алтарем, воздвигнутом на том месте, куда, согласно армянскому преданию XVII века, спустился с неба Христос. Однако, подчеркивает Гарегин, "важно не благочестивое предание о прошлом, но мистическое присутствие Христа сегодня", которое "обретает плоть в нашей вере и через нашу веру действует в нас".
"Библия - это не книга, в которой излагаются некие понятия, теоретические истины или какая-либо философия. Библия есть проявление воли Божьей, которая должна быть воплощена в конкретных делах", - так утверждает Гарегин, подчеркивая, что главное для христианина чувствовать Бога и Его присутствие в жизни, а не просто признавать существование Его как Высшей Силы, которая правит миром.
"Библия - это живое присутствие Бога среди нас, и сама книга есть не что иное, как напоминание об этом". Джованни Гуайта спросил у Католикоса, считает ли он себя счастливым человеком, и тот ответил: "Счастливы те, кто не теряет чувства присутствия Бога в себе, в своей жизни".
С точки зрения Гарегина I, Армянская Церковь называется апостольской не только из-за трудов апостолов, которые ее основали, но в силу того, что "в нас должен жить дух апостолов и нам его надо сегодня проявлять" - здесь и сейчас. И последнее: "Раньше, - говорит Католикос, - настаивали на различии между ecclesia docens и ecclesia discens (духовенство и миряне или, точнее, "Церковь, которая учит" и "Церковь, которая учится"); сегодня мы должны свидетельствовать о том, что Церковь одна, и состоит она из мирян и духовенства, она едина через связь со Христом и через мистическое действие Святого Духа".
Необыкновенно живая вера и потрясающий интеллектуализм, самое простое, деревенское прошлое и открытость всему миру, верность традиции своей национальной Церкви, безупречное знание ее истории и наследия и невероятно острое чувство дня сегодняшнего, понимание тех вызовов, которые бросает нам современность, - вот основные черты уникальной и по настоящему светлой личности покойного Католикоса, познакомиться с которым так близко нам помог Джованни Гуайта.