КОНГРЕСС православной прессы, открывшийся 5 марта в Москве, уже только в силу своего названия призван быть форумом, объединяющим и консолидирующим тех православных христиан, которые подвизаются на поприще журналистики. И возможно, что высшее церковное руководство, выступившие с идеей Конгресса, именно так и понимает его цели и задачи. Сотни провинциальных журналистов, работающих в епархиальных СМИ и съехавшихся в Москву, несомненно, с благодарностью восприняли возможность обменяться опытом, обсудить наболевшее, скорректировать свои планы.
Будучи приглашенным на одну из дискуссий, проводящихся в рамках Конгресса, я намеревался сказать там о некоторых проблемах, волнующих меня как главного редактора светской газеты, не только много занимающейся религиозной тематикой, но и имеющей специальное, по-своему уникальное религиозное приложение, пользующееся все большим и большим авторитетом. Я имею в виду, естественно, "НГ-религии".
Но обстоятельства складываются так, что в дни проведения Конгресса меня просто не будет в Москве. Между тем проблемы, о которых я хотел бы сказать, на мой взгляд, немаловажные и даже весьма острые. Поэтому я и решил вместо слова на Конгрессе взять слово в номере "НГ-религий", выходящем во время Конгресса.
Что для меня как главного редактора религиозная журналистика? Прежде всего - помимо сущностных характеристик - это работа с определенной, специфической корпорацией журналистов-религиоведов и верующих журналистов, существующих и в рамках более широкой журналистской корпорации. Это не уникальная ситуация. Например, сейчас у всех на виду особое место в российских СМИ корпорации военных журналистов. И мы видим, какие сложные процессы идут внутри этой корпорации, как одинаково честные и одинаково профессиональные журналисты оказываются едва ли не "по разную сторону баррикад" в связи с разным отношением к военным действиям на территории Чечни.
Религиозная журналистика (что, конечно, шире, чем православная), тоже время от времени "взрывается" конфликтами, противоречиями, а иногда и фундаментальным противостоянием.
Кто ты в первую очередь - военный журналист или гражданин своей страны? Кто ты в первую очередь - верующий, именно православный верующий или журналист, пишущий на религиозные темы? Вопросы сходные. Ответы - и неочевидные, и для разных журналистов разные.
Главная опасность любых союзов и объединений представителей творческих профессий (к каковым, бесспорно, относится и журналистика) в превращении их из организации, в которой каждый имеет право на собственное мнение, в подобие политической партии, обязывающей своих членов разделять точку зрения так называемого "большинства", а зачастую просто точку зрения руководства - явного или скрывающегося за подставными фигурами. Очевидно, что в этом случае ценность подобного союза резко уменьшается и он превращается в обыкновенную ведомственную информационную структуру.
Насколько я знаю, христианская Церковь по своей природе не является ведомством, обязывающим своих членов к единству мнений по каким-либо вопросам, кроме вероисповедальных. Да и в этом случае проблема решается просто - если человек верует по-иному (или совсем не верует), он просто перестает принадлежать к данной Церкви или имеет право создать собственную религиозную или атеистическую организацию.
История России не знала еще журналистских союзов, созданных по конфессиональному признаку. Можно предположить, что вслед за Конгрессом православных журналистов соберутся конгрессы исламских, протестантских, иудейских, языческих и т.д. работников масс-медиа. Если во всех этих структурах восторжествует стремление к миру, межконфессиональному диалогу, разрушению отрицательных стереотипов, существующих в отношении иных культур и религий, то это прекрасно. Но если победят группировки, исповедующие идеологию нетерпимости, распространяющие религиозный фанатизм, призывающие к преследованию инакомыслящих и инаковерующих? Тогда все эти конфессиональные журналистские союзы превратятся в инструменты "священных войн" и нанесут нашей Родине серьезный, с трудом восполнимый урон.
Хочется, чтобы участники Конгресса православной прессы учли эти опасения и, может быть, выступили с инициативой создать в рамках Союза журналистов России или даже отдельно от него Конгресс религиозной прессы России, ибо в профессиональное объединение люди должны все же собираться не по конфессиональному, а по профессиональному принципу.