СЕГОДНЯ, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что наши мысли, чувства и разум во многом формируются информацией, которую мы черпаем из печатных изданий, теле- и радиовещания. Средства массовой информации сегодня проникли практически во все сферы общественной жизни, не исключая и такой важной ее части, как религиозные убеждения человека и религиозное сознание. В нашей стране этот процесс начался не так давно, но масштабы его за время немногим превышающее десятилетие весьма значительны. Информация, продуцируемая религиозными конфессиями, сегодня прочно вплелась в сетку информационного потока, охватывающего наше общество. Она уже не может ограничиваться лишь проблемами религиозной жизни, все чаще и чаще проникая в сферу социально-политическую.
Безусловно, наши взгляды на религию, выбор вероисповедания и отношение к вере формируются не только и не исключительно под влиянием СМИ, но средства массовых коммуникаций играют в этом процессе важную роль. И это моментально отражается на общественной жизни. Возьмем несколько простых примеров.
Подавляющее количество материалов религиозной направленности в СМИ касается проблем православия. В качестве иллюстрации приведем результаты исследования, проведенного на одном из телевизионных каналов. Сразу оговоримся, что аудитория, охватываемая этим каналом, небольшая и весьма специфическая по сравнению с теми аудиториями, к которым обращаются центральные СМИ. Проведенное исследование касалось одной из передач канала, транслировавшейся еженедельно и посвященной исключительно вопросам религии. За время исследования (около 4 месяцев) примерно 2/3 (около 67%) передач были посвящены проблемам православия. Оставшаяся часть касалась вопросов мусульманства и католичества (около 20 и 13%) соответственно. Это при том, что регион трансляции программы характеризовался весьма разнообразным спектром религиозных убеждений: примерно треть всех верующих исповедовали протестантскую религию, а немногим более половины составляли объединения православных деноминаций.
Конечно, данное исследование нельзя назвать всеобъемлющим, и экстраполировать полученные данные на большие территории было бы по меньшей мере ошибокой. Но даже поверхностное наблюдение за теми материалами, которые появляются сегодня в центральных средствах массовой информации, охватывающих большие территории, а значит, имеющих больший коэффициент воздействия, показывает, что выявленная тенденция, скорее всего, найдет свое проявление и в более широком контексте.
В социальном смысле последствия данного явления нельзя оценить однозначно. Среди религиозных идей, конкурирующих за эфирное или печатное пространство, православие в итоге оказывается в более выигрышном положении. А значит, в масштабах общероссийских можно говорить о воссоздании и поддержании традиционно сложившегося статус-кво. Центральное ядро в религиозной жизни нашего общества не размывается и функционирует стабильно, обеспечивая идеологическое единство и некую стабильность нашего общества.
С другой стороны, нарушается важнейший принцип - принцип свободного выбора вероисповедания, в частности, в отношении достаточно большой группы населения, которое условно можно было бы назвать "колеблющимся", то есть теми, кто еще не определился в том, что касается религиозного мировоззрения и руководствуется в своем выборе сведениями из средств массовой информации. Кстати, такое поведение в отношении выбора религиозной позиции характеризуется известной степенью рациональности, и таких людей в последнее время появилось достаточно много, в том числе и под влиянием СМИ. То есть СМИ в определенной степени усиливают тот процесс, о котором говорили еще философы и мыслители XIX века, а именно процесс рационализации веры.
Но существует и другой механизм распространения идеи, применимый к идеям религиозным, - мода. Последнее десятилетие ХХ века для России характеризовалось стремительным ростом религиозного вектора общественного сознания. Стало модным говорить о религии, посещать церковные службы, креститься самим и крестить детей, венчаться в церкви и т.д. Собственно, и увеличение количества религиозных материалов в СМИ произошло во многом на волне этого религиозно "бума". Но нельзя не заметить и обратного влияния. Следствием проникновения религии в СМИ, которые сами по себе являются атрибутом массовой культуры и направлены на ее тиражирование, стало то, что религия постепенно начинает проникать в культуру массовую и становится ее неотъемлемым элементом. Небольшой, но весьма характерный пример. В передаче, о которой шла речь выше, некоторое время отводится вопросам, которые слушатели могут задать по телефону гостям и ведущим в студии в режиме прямого эфира. Как показали результаты анализа содержания этих вопросов, более половины из них (примерно 65%) касались практических, обрядовых вопросов религии. Люди интересовались, как же правильно должны совершаться обряды, как креститься, как правильно вести себя в церкви и т.п. И лишь 35% звонивших на передачу интересовались глубинными, содержательными вопросами веры, спрашивая гостей передачи о толковании тех или иных моментов в Священном Писании и т.п.
В этой связи, безусловно, очень важны те программы, которые существуют у нас, в частности и на Центральном телевидении, а именно программы просветительские. И здесь очень важно понимать ту ответственность, которую сегодня несут средства массовой информации. Поскольку основная группа приобщенных к вере или интересующихся религией в качестве одного из важнейших источников информации опираются именно на СМИ и достаточно легко усваивают те взгляды и мнения, которые там присутствуют. Интересно, что, как показывают результаты исследований, СМИ, и особенно пресса, продолжают пользоваться достаточно высокой степенью доверия.
Грань, проходящая между пропагандой и просто информированием, слишком тонка и практически неосязаема для того, чтобы оценить те или иные СМИ с этой точки зрения. СМИ даже в случае максимально осторожного отношения к этой проблеме просто не могут не конструировать нашу религиозную реальность и наше отношение к вере. Информационное пространство в средствах массовой информации не бесконечно. Напротив, оно слишком узко, чтобы в нем были в равной степени представлены разные точки зрения и разные религиозные позиции. Значит, конкуренция неизбежна. И кто-то в этой конкуренции будет более успешен, а кто-то - менее. И в нашем религиозном сознании, как в зеркале, отразится конфигурация мнений, тиражируемых СМИ.