В РОССИЙСКИЙ телеэфир еженедельно выходит несколько религиозных программ. Большинство из них - в субботние или воскресные дни. По своему жанру это скорее короткие телепроповеди, в основном утренние.
В телевизионной программе представлены следующие передачи: суббота - 8.10 на ОРТ "Слово пастыря", 9.10 на канале "Московия" - "Задушевное слово", 9.15 на ТВЦ - "Первосвятитель", 10.05 на канале "Культура" - "Читая Библию", 18.30 на канале "Московия" - "Моя судьба" - "Епископ Родзянко"; воскресенье - 9.10 на канале "Московия" - "Задушевное слово", 10.05 на канале "Культура" - "Читая Библию", 12.45 на ТВ-6 - "Канон", 8.45 и 17.10 на ТВ-3 - религиозная программа "Прикосновение", 21.00 на РТР - Мировой кинопроект-2000 "Библия", наконец, в 22.15 на "Дарьял ТВ" - передача "Пятое измерение".
Начнем с первой из них - "Слово пастыря". Ее ведет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Вне сомнения, это прекрасный, талантливый проповедник. Искусство ораторского мастерства освоено им в полной мере. Нет, кажется, вопроса, который бы мог поставить его в тупик. Ему не составляет никакого труда наиболее коротким и простым способом донести свою точку зрения до зрителя; более того, он занят только этим и не позволяет себе отвлекаться на что бы то ни было еще. Владыка Кирилл не скрывает, что доверительная беседа с паствой - его единственная цель.
Помехи на моем телеэкране помешали составить полное и точное впечатление от короткой пятиминутной передачи "Задушевное слово" на канале "Московия". Однако явным было то, что выступавший был моложе митрополита Кирилла; возможно, по этой причине проповедь его показалась менее интересной и связной. Слабее и оформление передачи - фон из огромных окладов в "Слове пастыря", как ни странно, не отвлекает, комнатный же, как показалось сквозь помехи, интерьер "Задушевного слова" создает ощущение раздробленности и нечеткости.
"Первосвятитель", по сути дела, идет за "Задушевным словом" в одной упряжке, на той же волне - просто заканчивает свою работу канал "Московия", и сразу включается ТВЦ. "Первосвятитель" - программа новостей, телерепортажей, объединенных общей темой православия и русской культуры. Безусловно, по качеству журналистики их не поставишь в один ряд с репортажами Евгения Киселева или Игоря Воеводина; однако их просветительская ценность очевидна. Жаль, что "Первосвятитель" выходит столь рано и длится столь же мало.
Казалось бы, появление религиозной программы на недавно открывшемся "Дарьял ТВ", где идут почти исключительно телесериалы и боевики, маловероятно. Ан нет! И здесь появилось нечто для запросов верующих. "Пятое измерение" ведет о. Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана. Выходит оно достаточно поздно - в четверть одиннадцатого по воскресеньям, как бы завершая цикл разбросанных по различным телеканалам религиозных передач двух выходных дней. Отец Александр читает и комментирует книги Библии. Если оценивать выступление проповедника по пятибалльной системе, то оно тянет скорее на хорошую четверку. Все бы хорошо, но о. Александру, на мой взгляд, не хватает живости или пылкости, чтобы по-настоящему увлечь зрителя.
Относить ли к религиозной всякую передачу, где появляются священнослужители? Да или нет, в любом случае не стоит делать этого опрометчиво. Профаническая беседа священника Михаила Ардова на телепередаче "Тема" о рок-опере "Jesus Christ Superstar", при всем моем уважении к его сану, крайне неинтересна. Сама идея богословского диалога между, допустим, Оксаной Пушкиной и духовным лицом выглядит, мягко говоря, довольно неуместно. Это, как если бы инспектор ГИБДД пытался ввязаться в дискуссию с остановленным им специалистом по квантовой физике. Я знаю, что Церковь отделена от государства, но с какого же момента она сочла возможным для себя участвовать на равных в светских телепрограммах, подчас недвусмысленно отливающих мыльной коммерцией?
Священник на телеэкране, зажатый слева женщиной в мини, справа - популярным певцом, находится в другой системе координат - в миру, как бы за церковной оградой, где игра по мирским правилам. Размытость ограды, характерная для современного российского общества, позволяет священнослужителям, вплоть до самого высокого уровня, выходить в мир, высказывать мнения по злободневным вопросам, подчас раздавая политические индульгенции.
Это касается как знаменитого "общественного согласия" - с любым глиняноногим колоссом, так и пресловутых вечерних передач "Русского Дома", где белокурые первоклассники перед женщинами во всем красном дискантом поют "Вставай, страна огромная!" С веры, оказывается, можно стричь купоны, и немалые. Боюсь, что миф о народе-богоносце не состоялся. Стыдно смотреть на Никиту Михалкова, предлагающего в прямом эфир "спеть" "Отче наш". Невольно вспоминаешь о "лицемерах, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми". Стыдно, когда какая-нибудь "дрянная девчонка", сделавшая карьеру на сексуальных скандалах, рассуждает, не смущаясь, что "у Бога есть много личин".
Номинальной, как свадебный генерал, религиозности на российском телевидении уже пора уступать место настоящей воскресной проповеди - пусть не всегда умелой, но искренней и доверительной.