КОМПЬЮТЕРНЫЕ сети сегодня - это данность, с которой давным-давно смирились практически все. Несколько лет назад виртуальное информационное пространство в России затронуло все возможные сферы деятельности, хотя до тотальной завязанности на всемогущей и вездесущей Сети нам пока далеко. Православная Церковь сопротивлялась дольше всех. Еще совсем недавно в ней громко звучали голоса тех, кто был против позитивного аспекта как компьютеризации, так и прогресса в целом. Не будем вдаваться в споры о том, насколько верны или ошибочны эти взгляды. Фактом является то, что в конце концов Церковь уступила, осознав всю необходимость своего присутствия на информационном поле как в обычных СМИ, так и в электронных, рассеянных по Интернету.
Участие в Сети сильно отличается от выпуска газет и выступлений по радио в силу пусть условной, но все же вседозволенности, возможности размещения любого материала, за исключением разве что откровенно незаконного. Сейчас православные ресурсы часто соседствуют со страничками сатанистов, различных сектантов и прочих "нестандартных" верующих. Интернет рассматривается представителями православия как мессианская территория, где постоянно идет нелегкий диспут с разного рода "ловцами душ человеческих" всех мастей и направлений.
Некоторые современные церковные деятели убеждены, что Сеть непостижимым образом гротескно отображает внутренний мир современных людей, а значит, и обнажает все его противоречия, поэтому информационная работа в этой сфере, возможно, важнее участия в деятельности "обычных" СМИ. В последнее время виртуальные миссионеры преуспели в этой сфере, и количество православных страничек увеличивается с каждым днем. Многие из них фактически являются копиями друг друга, но некоторые достаточно уникальны.
В Сети есть множество тематических форумов, где можно пообщаться с самыми разными людьми: от все тех же православных до атеистов и сатанистов. Не всегда споры между оппонентами проходят спокойно, иногда они доходят до взаимного обмена угрозами и призывов к насилию. Особо жаркие словесные баталии бывают на форумах, организуемых известным православным журналистом, автором множества книг и публикаций, дьяконом Андреем Кураевым. Именно здесь можно наблюдать столкновения "ведьмаков", православных фундаменталистов и людей, обладающих взвешенным церковным сознанием. Впрочем, форумы существуют по своим правилам, регламентирующим поведение участников беседы.
Антихристианские высказывания запрещены, что, впрочем, не мешает сатанистам принимать участие в обсуждении, хотя открыто высказывать свои взгляды они, безусловно, не могут. Кроме того, практически везде имеет место так называемое постмодерирование, система, при которой администратор оценивает переписку и удаляет нежелательные сообщения. Иногда на православных форумах появляются личности, своим поведением раздражающие церковного пользователя. Как правило, они и прочие любители создавать нервозную обстановку лишаются технической возможности заходить на форум.
Православный Интернет в России зародился в 1996 году, когда была открыта страничка Нижегородской епархии (ныне закрытая из-за отсутствия благословения правящего архиерея). Чуть позже появилась в Сети и Московская Патриархия (http://www.russian-orthodox-church.org.ru). Сейчас это один из крупнейших сайтов, посвященных православию. Сайт сделан достаточно профессионально, обновляется он по мере появления свежих материалов. Этот сайт можно смело назвать официальным СМИ Русской Православной Церкви, публикующим обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, различные документы и другую важную для виртуальных прихожан информацию, а также разного рода исторические справки и новости, касающиеся жизни РПЦ. Здесь же размещены качественные фотографии большинства церковных мероприятий.
В один ряд с вышеперечисленными ресурсами можно поставить сайт http://www.pravoslavie.ru, в свое время получивший благословение Алексия II. Его отличает неплохой, хотя и оставляющий желать лучшего, дизайн, относительно частое обновление и общая информативность. К той же категории с некоторой натяжкой можно отнести и http://www.or.ru/. Однако этот сайт имеет одну странность: практически все материалы, включая обращение Патриарха к его посетителям, англоязычные. Видимо, разработчики ориентировались в основном на гостей из других стран. Одним из минусов данного ресурса можно назвать обилие скриптов, сильно затрудняющих загрузку заглавной страницы.
Заслуживают внимания сайт "Россия Православная" (http://www.orthodoxy.ru/) и его многочисленные домены третьего уровня, такие, как http://www.radonezh.orthodoxy.ru/ (радиостанция "Радонеж"), http://www.chinese.orthodoxy.ru/ (Православие в Китае), http://www.music.orthodoxy.ru (сайт, посвященный православной музыке). Все сайты выполнены профессионально, информация регулярно обновляется по мере появления новых материалов.
Довольно примечателен сайт Егора Холмогорова (http://www.holmogorov.rossia.org/). Некоторые его работы, иногда до боли напоминающие работы о. Андрея Кураева, в своем роде оригинальны, так как автор не проходит мимо животрепещущих, важных для современного православия проблем. Как и многие другие сайты такого типа, ресурс Холмогорова обновляется довольно редко. Основной его домен, http://www.rossia.org, "Обозрение русской политической и интеллектуальной жизни", вполне может заинтересовать тех, кому небезразлична судьба православия в России.
Последним в этой категории идет сайт, расположенный по адресу http://www.rusk.ru, учредитель - "Общество ревнителей памяти митрополита Иоанна". Единственное его преимущество - огромное количество форумов, разделенных по узким темам. Плюсом является поисковая система, работающая, впрочем, не совсем корректно. Тем не менее у сайта есть все предпосылки для того, чтобы в ближайшем будущем стать еще одним крупным православным ресурсом.
Обширная библиотека, собравшая множество материалов, так или иначе касающихся церковной жизни, истории и богословия, находится по адресу http://www.wco.ru/biblio/. Этот сайт без преувеличения можно назвать одним из лучших. Обилие самых разных материалов - от адаптированных древлеправославных текстов до статей современных авторов, удобный дизайн, а также регулярные обновления - сделали его достаточно популярным среди любителей православной литературы.
Старообрядчество, к сожалению, в Сети практически не представлено. Материалы, интересные и подчас уникальные, очень разрозненны и представляют собой скорее тематическую подборку, чем то, что можно назвать полноценным ресурсом. Неплохая коллекция ссылок на такие материалы находится по адресам http://info.ee/cerkov/ и http://www.nvkz.kuzbass.net/dworecki/.
Отдельного разговора заслуживает сайт дьякона Андрея Кураева (http://www.kuraev.ru), о котором уже упоминалось выше. Этот ресурс полностью посвящен деятельности Кураева на ниве православной журналистики, уже давно вызывающей множество споров. Если верить слухам, не так давно появившимся в Сети, из-за довольно жесткой позиции по ряду вопросов этот ресурс время от времени становится объектом хакерских атак, ни одна из которых, впрочем, не увенчалась успехом. Неоднозначность оценки можно наблюдать и на форуме, расположенном здесь же, и в многочисленных областях для общения, организованных дьяконом на различных серверах, например http://russ.ru ("Русский журнал"). Кураев, как правило, поднимает на них не самые простые темы, давая возможность высказаться как своим союзникам, так и откровенным противникам. Многим любителям сетевого общения памятно начало обсуждения расцвета оккультизма в постсоветской России, когда на форуме столкнулись множество пользователей с самыми разными мнениями с обеих сторон. Сайт о.Андрея Кураева, имея, в общем-то, довольно узкую специализацию, можно смело признать одним из наиболее информативных. Его дизайн выполнен на достаточно высоком уровне, что же касается частоты обновления, то в ней, очевидно, нет особой необходимости, поскольку в последнее время дьякон не так уж часто радует своих читателей новыми работами.
Затрагивая тему форумов, безусловно нельзя не упомянуть "Православную беседу" (http://beseda.mscom.ru/forum/). Как и на многих других, на этом форуме общаются самые разные люди. Например, в последнее время здесь можно наблюдать, помимо православных, еще и протестантов, и христианских эзотериков. В целом, за исключением разве что мелких недоразумений, на форуме "Православная беседа" царит доброжелательная атмосфера, хотя, как напоминает новоприбывшим администрация сервера, форум ни в коем случае не стоит использовать для "поиска истины".
Содержание же бесчисленных мелких страничек, разбросанных в Интернете, сводится в основном к тому, что авторы незатейливо рассказывают в них о своем вероисповедании, в лучшем случае снабдив повествование фотографией ближайшей церкви. Подчас это выглядит даже трогательно, однако информативность таких ресурсов нулевая.