-ОТЕЦ ВЛАДИМИР, каковы, на ваш взгляд, задачи православной прессы?
- Книгоиздание, пресса, церковная публицистика - это та область деятельности, которая не может появиться только благодаря чьей-то воле или материальным инвестициям. Здесь требуется многолетний труд многих людей, если хотите - культура (в первоначальном понимании этого слова, т.е. возделывание). А именно это полностью было истреблено советской властью. Перед православной прессой стоит задача как минимум восстановить утраченное. За короткий срок огромному количеству православных людей нужно приобрести профессиональные навыки репортеров, редакторов, публицистов, книгоиздателей, работников информационной сферы, теле- и радиожурналистов. К сожалению, профессионализм церковной прессы при всех отдельных достижениях пока оставляет желать лучшего. Но я верю, что пройдет год, два, три, и православная пресса сможет с успехом конкурировать со светской.
- Что такое православный журналист, в чем его отличие от светского?
- Я буду говорить не о том, что есть, а о том, что хотелось бы иметь. Православный журналист - человек, как и его светский собрат, зависимый, но он не должен стесняться своего положения и не должен стремиться к тому, чтобы его считали независимым, как это делают большинство светских коллег, потому что он зависит не от какого-то отдельного хозяина, не от политической или финансовой структуры, а от Церкви (понимаемой как Невеста Христова). Православный журналист не должен заниматься мучительным поиском целей своей профессиональной деятельности, его цель ясна - она была еще определена апостолом Павлом, который писал коринфянам: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его" (1Кор. 9, 22-23). Православный журналист обязан рассматривать реальную жизнь людей, народа, страны, мира с точки зрения Церкви, ставить все в контекст христианских ценностей и идеалов. Для него Истина абсолютна, а не относительна, поэтому он должен зорко отмечать в этом мире все то, что может послужить преградой между человеком и Богом. Православный журналист не может быть индифферентным в отношении проблем нравственности, поскольку он способен четко узнавать то, что противоречит Истине и не соответствует заповедям Божиим.
- В чем, по-вашему, основные проблемы современной православной прессы?
- Одна из проблем состоит в том, что православная пресса направлена исключительно внутрь церковной ограды, но функции церковной прессы она почти не выполняет: не информирует своего читателя о событиях епархии, избегает конфликтных тем, почти не анализирует с точки зрения православия политические, общественные, культурные и социальные процессы современности. Иногда епархиальные газеты заполнены выдержками из давно опубликованных в книгах высказываний святых или церковных писателей прошлого. Но если церковные прихожане все-таки имеют возможность отчасти восполнить отсутствующую в "ведомственной" прессе информацию, поскольку они ходят в храм, так или иначе общаются с духовенством, занимаются самообразованием, то для людей, считающих себя христианами, но пока еще невоцерковленных, прессы практически не существует. А таких в нашей стране около 50%. Вот где абсолютно не возделанное поле! И здесь мы опять возвращаемся к отличиям православного журналиста от светского: первый обязан быть миссионером, просветителем.
- Вы читаете студентам Православного университета св. Иоанна Богослова курс по основам теории журналистики, преподаете церковную публицистику. Есть ли положительные результаты вашей деятельности?
- Думаю, есть. Половина из моих слушателей уже начала печататься в светских и церковных изданиях. Сейчас мы со студентами провели комплексное исследование: отражение в центральной прессе празднования 2000-летия Рождества Христова. Это робкая попытка осознания того, как лепится некоторой частью прессы образ Церкви.
- И каков же этот образ?
- Часть изданий демонстративно вообще никак не откликнулась на это событие. Другая часть подошла к этому формально и ограничилась дежурными отписками. Несколько газет и журналов опубликовали материалы нынешних булгаковских берлиозов: мол, Рождество является старым языческим мифом, реальное рождение Иисуса Христа было не в то время и не в тот год, и был ли реальный Христос тем, за кого Его выдают христиане, это большой вопрос. Некоторые светские издания опубликовали откровенно кощунственные, иногда оскорбительные для верующих материалы о Церкви и церковной жизни. И лишь малая толика газет более или менее адекватно отразила это важное для христиан событие. Кстати, среди последних, слава Богу, была "Независимая газета". Думаю, наш коллективный труд будет опубликован в ближайшее время. Он должен показать, что времена воинствующего атеизма не прошли бесследно для наших соотечественников, и журналисты как работники идеологического фронта, в какие бы либеральные и демократические одежды они ни рядились, до сих пор стоят на боевом посту.
- Отец Владимир, а какова цель созыва предстоящего Конгресса православной прессы?
- Себя показать, на других посмотреть. Но если серьезно, то это смотр наших возможностей, собирание сил. Участникам предстоит организовать свой профессиональный цех - Союз православных журналистов, который потом войдет особым отделением в Союз журналистов. Мы должны выработать стратегию деятельности церковной печати, понять, какова роль православных журналистов, работающих в светских СМИ.
На некоторые пленарные заседания, "круглые столы" и пресс-конференции будут приглашены далекие от православия журналисты. Нам бы хотелось выслушать претензии наших коллег, выяснить, почему Русская Православная Церковь стала в последнее время чуть ли не главным объектом широкомасштабной информационной войны. Но в основном Конгресс будет заниматься внутрицеховыми проблемами. Мы ожидаем участников более чем из 100 городов России и СНГ.