В НОМЕРЕ газеты "НГ-религии" от 22.11.99 помещена заметка Николая Иванова "Спас" против "Радонежа". Православная общественность судилась с язычниками". В ней затронуто мое имя с легкомыслием, не приличным для "Независимой газеты", которую я люблю и уважаю и постоянным автором которой являюсь с 1993 года.
Начнем с названия заметки. Да, я подал в суд на "Радонеж" за публикацию, которую считаю клеветнической, чтобы защитить свои честь, достоинство и деловую репутацию. Но причем тут "Спас", в котором я состою? Я сделал это лично как гражданин и литератор, а вовсе не как член Центрального совета или и.о. председателя нашей организации. У читателя, немного более осведомленного, нежели "Николай Иванов", возникнет вопрос: почему же это с "Радонежем" судится "Спас", если в федеральный список этого избирательного объединения входил в первую десятку вместе с Севастьяновым секретарь-координатор Союза православных граждан Лебедев? Ведь "Радонеж" является одним из главных учредителей этого Союза. Таким образом, получается, что "Радонеж" в какой-то мере судится с самим собой: адепты православия, уподобляясь унтер-офицерской вдове, как бы лупцуют сами себя.
Подзаголовок усугубляет абсурд заголовка. Во-первых, из него неясно, кого следует считать православным, а кого - язычником, ведь и "Спас" и "Радонеж" в своих наименованиях содержат активнейшую православную семантику. Во-вторых, должен официально заявить, что "Спас" никакого отношения к язычеству не имеет. Являясь светской организацией, он не только объединяет в своих рядах многих лиц православного вероисповедания, но и шел на выборы в тесном сотрудничестве с Союзом православных граждан, куда входят 64 православные организации. (Персонально я также не исповедую язычества и не проповедую языческих вер или обрядов.)
Некрасиво получается. Мое личное дело раздувается до размеров столкновения двух организаций, отнюдь к нему не расположенных. Что это: обман? Подтасовка? Зачем это сделано? Чтобы столкнуть "Спас" и "Радонеж"? И через это оказать на меня давление, заставить отказаться от процесса, заведомо проигрышного для ответчиков? Допускаю, что это просто недомыслие, а не подлый прием "Иванова".
Далее по существу заметки. "Николай Иванов" пишет: "Оскорбительной для себя Севастьянов счел статью обозрения "Радонеж" "От Баяна до Брахмана. Зигзаги русских националистов", в которой подвергались резкой критике антихристианские высказывания Севастьянова, сочетающиеся с нападками на Русскую Православную Церковь". Да ничего подобного! За критику моих высказываний и воззрений, сколь угодно резкую, я никогда не подал бы в суд. Я открыт для любых дискуссий, мне есть что ответить критикам. Суть моего иска как раз в том, что "Радонеж" (в порыве благочестия?) приписал мне неблаговидные слова и мысли, которых я не писал и не говорил, а потом за эти приписанные слова и мысли - "разгромил" "борца с православием". В упомянутой статье я насчитал семь эпизодов, порочащих подобным образом мои честь, достоинство и деловую репутацию, и посчитал это достаточным для обращения в суд. Вместо того чтобы со слов ответчика (!) представлять дело читателю (и тем самым солидаризоваться с теми, кто обвиняется сегодня в клевете), "Николаю Иванову" самому следовало бы явиться на заседание суда 29.12.99 и заслушать мои претензии к "Радонежу". Тогда он понял бы, что ни о какой полемике в суде или вне его по существу религиозных проблем с газетой, допускающей подобные нечистоплотные приемы, не может быть и речи. И "оскорбительной для себя" подобную "критику" я также не мог бы счесть. Это ниже моего достоинства.
Должен также заметить, что не стоило бы с чужих и непроверенных слов давать кому-либо характеристики, это тоже чревато юридическими неприятностями. Какими это, интересно, "откровенными восхвалениями Гитлера" я "известен"? Где это я называл себя "по собственному определению" "классиком русского национализма" (будь оно хоть трижды так)? Да, моему перу принадлежит большое эссе "Уроки Гитлера", опубликованное в 1995 г. в газете "Завтра", а затем - в сборнике "Национал-демократия" (рецензия на который своевременно появилась в "НГ"). Но оно было написано специально, чтобы предостеречь тех, кто делает "ставку на русский национал-социализм", напомнив им "не об успехах и торжестве немецкого нацизма первых лет гитлеровского правления, а об ужасной катастрофе, которой это правление увенчалось", ибо "цена, заплаченная за преступные ошибки гитлеровского режима, заставляет сегодня вновь и вновь возвращаться к их осмыслению". К жанру апологии это эссе никак не относится. Да, сегодня я вхожу в узкий круг разработчиков современной русской идеи; мои книги, статьи, редактируемая мной газета достаточно известны - это факт, которого я не стыжусь и не скрываю. Но я не занимаюсь публичным самовосхвалением. Когда очерняющие характеристики мне раздают мои противники - цена им известна. Но если свою подпись под этим ставит сотрудник газеты, не позаботившийся четко отделить свою речь от речи персонажей, он должен быть готов отвечать за последствия.
Наконец, я посоветовал бы впредь "Николаю Иванову" не позволять кому-либо ставить знак равенства между некоей околоцерковной организацией и Церковью Христовой. А именно такое впечатление складывается от прочтения тех абзацев разбираемой заметки, где излагается позиция ответчика. Подставлять на кон репутацию Русской Православной Церкви вместо репутации газетки, "православно" балующейся ложью и клеветой, неделикатно и опрометчиво. Это может кончиться конфузом: а ну как в суде признают мою правоту?
Кстати, о суде. Первое заседание состоялось. Не выдержав вопросов, которыми я его "прижал к стене", представитель ответчика Роман Замогильный сам предложил вызвать в суд в качестве соответчика истинного автора порочащей меня статьи, застенчиво поименовавшего себя "Иван Петров". Суд удовлетворил соответствующее ходатайство. Я на такой подарок и не рассчитывал! Теперь меня разбирает большое любопытство, кто же сей "доброжелатель", укрывшийся под нарочито русским псевдонимом? Скоро узнаем. Что-то мне шепчет, что не такой уж он и русский┘
* * *
В дополнение к тексту г-на Севастьянова мы не могли не дать заявление секретаря-координатора Союза православных граждан Валентина Лебедева, упоминающегося в статье. К сожалению, известный церковный журналист, главный редактор единственного приличного консервативного православного интеллектуального журнала "Православная беседа", попал в очень тяжелую ситуацию - он вдруг ни с того ни с сего решил идти в Думу именно по спискам "Спаса". Мы надеемся в одном из ближайших номеров дать читателям исчерпывающие разъяснения на этот счет самого г-на Лебедева.
"ЗАЯВЛЕНИЕ В ПОДДЕРЖКУ "РАДОНЕЖА"
Союз православных граждан выражает свою озабоченность в связи с участившимися нападками на Русскую Православную Церковь со стороны ряда деятелей, именующих себя "русскими националистами". До сих пор эти политические и общественные деятели, если и не понимали значения Православной Церкви для русского человека, то хотя бы старались сделать вид, что и они являются сторонниками традиционных ценностей. В последнее время, когда откровенный разгул политических страстей приручил как производителей, так и потребителей СМИ к любой безнравственности, лишь бы служила средством достижения нужной цели, уже не столь выделяются на общем фоне антицерковные политические идеи некоего А.Севастьянова, главного редактора малотиражной "Национальной газеты".
Мы понимаем, что в наше время уже трудно кого бы то ни было удивить предложениями легализовать проституцию и многоженство. Однако столь откровенные нападки на Церковь, призывы к "дехристианизации" как важнейшей задаче, заявлениями о том, что "коммунизм и демократия являются трупным ядом христианства", и другие столь безудержные и ничем не обоснованные призывы к борьбе с христианством, обильно содержащиеся в печатных работах Севастьянова, даже и в наше время не могу не встретить активного противодействия. "Товарищ, верь, работа адова будет сделана и делается уже", - это писал классик соцреализма, певец революции В.Маяковский. Поверьте, с тех пор эта работа не остановилась.
Недавно вышеупомянутый Севастьянов подал иск о защите "своих чести и достоинства" на редакцию "Радонежа" - одной из тех немногих православных газет, которые еще имеют смелость противостоять наступлению торжествующего зла. Не сомневаемся, что его исход будет показательным. Он покажет, кто мы, чего мы стоим и чего стоят наши противники, не наши лично - Церкви Христовой.
Секретарь координатор Союза В.В. ЛЕБЕДЕВ