Татарские националисты по-прежнему активны. Фото Саяра Абдрахманова |
Обратимся вначале к фактам. В 1992 г. православные жители Набережных Челнов приняли решение о строительстве Духовно-просветительского центра. Помимо собора Рождества Христова и храма святой мученицы Татьяны, проект включил в себя конференц-зал, здания филиала Свято-Тихоновского богословского института и ряд других построек. Три года спустя были получены документы на проектирование комплекса, где градостроительной организацией было указано место для отвода под Православный центр. Им стала бывшая улица Ленина, которую в 1995 г. переименовали в улицу Сююмбике.
Сююмбике, жена последнего казанского хана, в середине XVI века при завоевании Казани войсками царя Иоанна Грозного была взята в плен. В Москве татарская княгиня приняла крещение вместе с сыном Утямыш-гиреем, в крещение получившим имя Александр.
Данное историческое отступление необходимо, так как именно после переименования улицы начались проблемы в строительстве. Активисты городского Татарского общественного центра (ТОЦ) вопреки историческим фактам стали придерживаться другой версии судьбы княгини Сююмбике, уверяя, что она, отстаивая свою свободу, бросилась с одной из городских башен, предпочтя смерть плену. Поднимая на щит эту легенду, они превратили княгиню Сююмбике в символ свободы и независимости Казанского ханства.
Площадка под возведение Православного центра, расположенная на ул. Сююмбике и на части территории парка Победы, была закреплена официальным документом в 1998 г. Тут-то мы и подходим в нашей хронологической таблице к точке возникновения конфликта. 17 ноября 1998 г. в мэрию города поступило письмо от ряда татарских организаций. В нем выражался протест в связи с началом работ. Активисты национальных организаций мотивировали его нежеланием видеть подобный центр на улице, носящей имя национальной героини. 8 февраля 1999 г. было опубликовано обращение делегатов VII Курултая ТОЦ города Набережные Челны. Из текста следует, что для татарских деятелей явилось полной неожиданностью решение о строительстве православного комплекса на этом месте, хотя, как мы выяснили, согласие городских властей на это было дано еще в 1995 г. Решение это определяется авторами обращения как "дестабилизирующий фактор, могущий привести к очень серьезным последствиям общероссийского значения".
Вскоре был введен мораторий на строительство Духовно-просветительского центра. С этого момента началось "хождение по мукам" православного духовенства, представителей которого отсылали по чиновничьим инстанциям из одного кабинета в другой.
Усилия православной общественности города и оказывающего ей поддержку из Москвы Союза православных братств наконец-то обратили на себя внимание. 12 января глава города Рашид Хамадеев собрал совещание. На него из Казани от Совета по делам религий Республики Татарстан было направлено два представителя - заместитель председателя Совета Вячеслав Никифоров и главный специалист Игорь Корнилов. Были приглашены архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, курирующий строительство Центра благочинный отец Олег Богданов, настоятели трех городских церквей, проректор филиала Свято-Тихоновского института Андрей Дубровин. Администрацию представляли заместитель Рашида Хамадеева - Файруза Мустафина, начальник Управления по связям с общественностью, межнациональным вопросам и по делам религий Ильгам Аминов. К каким же выводам пришло совещание?
"Решить конфликт мирно, тщательно разобравшись во всех деталях и никого не обидев" - такое мнение высказал в интервью с корреспондентом "НГР" председатель по делам религии Республики Татарстан Ринат Набиев (Казань). Его уполномоченный Вячеслав Никифоров уточнил: "Администрация города предложила десять новых мест на выбор. Рашид Хамадеев обещал компенсировать все затраты в связи с переносом места строительства".
Архиепископ Анастасий также поделился результатами совещания: "Нам выделен лучший земельный участок под храм Рождества Христова. Нулевой цикл строительства берет на себя администрация города, которая обещает его завершить к началу марта. Администрация также заверила нас, что и в дальнейшем будет оказывать содействие. К сожалению, еще звучит недовольство со стороны таких национальных организаций, как ТОЦ и ИТИФАК, настаивающих, чтобы мы не посвящали церковь св. мученице Татиане. Они мотивируют это тем, что, назвав так храм, мы будем целенаправленно привлекать татарскую молодежь. Известно, что св. Татиана является покровительницей учащихся. Администрация города не разделяет данных требований. Главный муфтий Татарстана Гусман Хазрат считает, что ТОЦ и ИТИФАК не имеют права выступать от имени всех мусульман. На мой взгляд, обсуждаемый конфликт вообще не имеет религиозного характера, его природа национально-этническая".
Проректор филиала Свято-Тихоновского института Андрей Дубровин, священник Михаил и архитектор Нуреев лично выбирали новое место. "Мы очень хорошо знаем город. Нам достаточно было просмотреть план. Решили выбрать участок на сто пятьдесят метров дальше от предыдущей строительной площадки, по адресу Цветочный бульвар. Дело осталось за официальными документами. Пока мы их не получим, не сдвинемся с места", - описал процесс выбора участка Андрей Дубровин.
Благочинный отец Олег Богданов сказал: "Мы очень довольны новым местом, но никто не может запретить назвать храм в честь св. мученицы Татианы. Такое требование станет нарушением конституционных прав. В последнее время в Набережных Челнах стал заметен процесс отъезда из города русского населения. Нам необходим объединяющий людей Духовно-просветительский центр".