В ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 января, в Государственном Кремлевском дворце съездов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл VIII Международные Рождественские образовательные чтения, посвященные 2000-летию Рождества Христова, пожелав их участникам плодотворной работы. Он напомнил, что православие никогда не создавало из науки кумира, а воспринимало человеческие знания как относительные в перспективе абсолютного Божьего Откровения.
24 января, в понедельник, первое пленарное заседание Рождественских чтений в здании Московской мэрии началось с выступления митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП). Митрополит определил православие как норму веры, "покоящуюся на Священном Писании и Предании Церкви". В истории России православие при столкновении с другими духовными нормами (мусульманство, буддизм), как правило, мирно уживалось с ними. Ситуация современного мира, по словам председателя ОВЦС, поставила доселе невиданные проблемы. Владыка Кирилл обрисовал три пути их разрешения: первый путь - изоляционистский, второй - открытый навстречу новым для России западным стандартам, и третий, по мнению митрополита, единственно верный, сочетающий в себе традиции в духовно-нравственной жизни народа и достижения в экономике, политике, общественной жизни, свойственный либеральному подходу западного общества.
В рамках чтений, а они продлятся до 28 января, пройдут тематические конференции, на которых будет обсуждаться роль христианства в формировании мировой цивилизации, в развитии науки, культуры и образования. Особое место будет уделено проблемам православного просвещения и духовно-нравственного воспитания в современном мире, а также вопросам сотрудничества Церкви и государства.
Как сообщили в Министерстве образования РФ, ежегодные Международные Рождественские чтения проводятся в Москве уже восьмой раз и по традиции с приветственной речью на них выступает министр образования. В своем десятиминутном выступлении нынешний министр Владимир Филиппов говорил о роли духовно нравственных начал в жизни общества. "Православная конфессия одна из самых крупных в России, и нет ничего странного, что министр посетил мероприятие, организованное РПЦ", - заметили в Минобразования. Сотрудник министерского пресс-центра Юрий Семенов подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГР", что министр посетил всего лишь "церемониальное мероприятие" и его скорее "культурологический жест" не стоит рассматривать, как нарушение Конституции России, согласно которой Церковь отделена от государства и школы. И еще одна важная деталь, на которую обратили наше внимание: посещение мероприятия не вменялось в обязанность учителям и носило сугубо добровольный характер.
В Рождественских чтениях активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.
Отличительной чертой этого форума является небольшое количество духовенства среди докладчиков - менее 20%. "Прикладное богословие", определяющее церковные подходы к конкретным проблемам земной жизни, всегда было узким местом в восточном христианстве. Большую часть XX века РПЦ была лишена возможности развивать богословскую науку. Именно этот пробел и пытаются сегодня восполнить участники чтений, а особое внимание к ним государственных структур показывает, что власть нуждается в новой идеологии, которую нынче принято искать в православии.
Рождественские чтения, как всегда, становятся не только местом встречи светских педагогов и православного духовенства, но и поводом для обсуждения вопроса, не один год занимающего общество: "Быть или не быть преподаванию религии в школе?" Несмотря на то, что Декрет Совета народных комиссаров "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", принятый 23 января 1918 г., никто не отменял, и то, что Конституция РФ определяет нашу страну как светское государство, Закон о свободе вероисповеданий, принятый в 1997 г., разрешает преподавание в школе религии.
Как известно, этот закон, пролонгированный Московской Патриархией, предусматривает целый ряд условий для введения в государственных школах таких уроков. Не исключено, что и закрепленный в этом законе принцип добровольности посещения факультативов по изучению Закона Божия постепенно преобразуется в добровольно-обязательный. По мнению многих нецерковных людей, это все-таки содержит в себе элемент принуждения и противоречит действующему законодательству.