Маленький будда, сбежавший в Индию, давно присматривался к стране, находящейся за горами. |
ЛЕТНИЙ мальчик Угьен Тринлей Дордже, которого семь лет назад провозгласили XVII Джалва Кармапой - живым воплощением Будды, покинул свой монастырь Тсурфу в 50 км от Лхаса и совершил 1500-километровый переход из Тибета через Гималаи в Непал. Оттуда его доставили в индийский город Дхарамасала - резиденцию главного духовного лидера тибетцев Далай-ламы, где его приветствовали около 85 тыс. тибетских буддистов, укрывшихся от преследований властей КНР. В Китае юный будда оставил родителей и шесть братьев и сестер. Первые несколько дней беглец провел в доме для гостей официальной резиденции Далай-ламы. Именно здесь в свое время жил известный буддист, а также актер Ричард Гир. Через несколько дней стало известно, что молодой будда попросил у индийских властей политического убежища. Соответствующий меморандум был ими получен от представителя тибетского правительства в изгнании. Это обращение поддерживают активисты тибетской общины, а также Общество тибетско-индийской дружбы, созданное 40 лет назад, после того как Далай-лама со своими последователями нашел убежище в Индии.
Китай предупредил, что если просьба Кармапы-ламы будет удовлетворена, то это серьезно осложнит отношения между двумя странами, которые и так всегда были натянутыми. Официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Джоу Пан Джао заявил, что в случае предоставления Индией политического убежища Кармапе Римпоче будет нарушено соглашение между Китаем и Индией о невмешательстве во внутренние дела. По его словам, в соглашении четко сказано, что Индия признает Тибет неотъемлемой частью Китая и согласна с тем, что Далай-лама не может заниматься политической деятельностью на ее территории. Побег же Джалва Кармапы, по мнению китайского дипломата, наносит удар по политике Китая в отношении Тибета. Очевидно, что Пекин намеревался использовать Кармапу в качестве альтернативы верховному духовному лидеру Тибета - Далай-ламе. Этот известный во всем мире религиозный деятель практически открыто поддерживается Западом, использующим Далай-ламу в своих интересах для оказания постоянного политического давления на Китай по линии нарушения этим государством "религиозных свобод". Иногда его ошибочно называют "главой буддистов всего мира".
Трудно предсказывать, каким может быть выход из сложившейся противоречивой ситуации. Ряд влиятельных буддийских организаций и крупных монастырей, действующих в Индии, уже обратились к индийскому правительству с призывом предоставить Кармапе политическое убежище и статус беженца. Следует учитывать многовековые традиционные связи Индии с Тибетом и наличие в стране порядка 130 тыс. тибетских беженцев.
Однако вряд ли Дели сегодня выгодно активно поддерживать беглеца. Проблемы с Пакистаном, власти которого активно поддерживают кашмирских сепаратистов, и тот факт, что Китай после пограничной войны 1962 г. до сих пор не отдает часть ее территории в Гималаях, говорят о том, что Индия не намерена ссориться со своим могучим северным соседом.
Можно предположить, что индийские власти не дадут Кармапе статус политического беженца, а скорее просто разрешат оставаться в стране под предлогом "продолжения религиозного образования".
Кармапа родился 26 июня 1985 г. в семье пастухов-кочевников. Его признает не только тибетское правительство в изгнании, но и пекинские власти, начавшие сегодня расследование обстоятельств побега маленького будды из-под носа спецслужб КНР, долгое время пытавшихся использовать мальчика в своих интересах.
Юный беглец служил для всего мира (с точки зрения Пекина) наглядным примером того, что в аннексированном 40 лет назад хунвейбинами Тибете уважаются традиции и верования местного населения. Он был и своеобразным противовесом очень влиятельному в мире Далай-ламе, которого официальный Пекин неоднократно называл "террористом". Однако в 1991 г. Пекин и Далай-лама заключили негласное соглашение по вопросу о признании ХVII Кармапы, одним из условий которого было предоставление юноше возможности учиться наукам у виднейших тибетских гуру, в том числе и на территории Индии. Однако эти условия так и не были выполнены опекунами молодого будды.
Каждое из четырех течений (сект) ламаистского буддизма обладает своим "воплощением Будды", "перерождающимся из поколения в поколение". Выходец из каждой секты традиционно занимает определенное место в общественной и политической жизни ламаизма. Кармапа является предводителем секты Каджу. До XVII века все очередные Кармапы были королями Тибета. Позже первенство перешло к секте Джелуг, тесно связанной с монголами, которая "поставляла" на тибетский престол далай-лам. Кармапа, однако, остается третьим лицом в духовной иерархии буддистов после Далай-ламы и Панчен-ламы.
В индийском Дхарамсале охрана Далай-ламы не могла гарантировать юному беглецу безопасность, и его перевезли в город Сикким, где в одном из монастырей находится символ Кармапы - черная корона. По другим сведениям, юный лама находится в монастыре Гиоту.