7. Тот факт, что настоящее Евхаристическое Собрание Предстоятелей Православных Церквей совершается во Святых Местах Вифлеема, являя наше единство и приемля Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Небеснаго Отца и причастие Святаго Духа, призывает нас коленопреклонно и молитвенно сообщить ближним и дальним эту небесную Ангельскую весть, которая звучала в ту таинственную ночь Божественного Рождества Искупителя "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" (Лк. 2,14). Поэтому мы направляем из данного священного места воззвание к руководителям мира сего, чтобы обеспечили и укрепили многовожделенный мир в этом регионе и для всех живущих здесь народов, уважая веками освященный режим - статус-кво - Святых мест. Паломничество в мирные времена всех христиан мира в эти Святые места является особым благословением и духовным о Христе трезвением и обновлением всякого христианского сознания, потому что в них мы ощущаем, по осознанию Отцов VII Вселенского Собора, "выросшего в них, явившегося и плотию познанного и нас от заблуждения избавившего Христа Бога нашего" и поклоняемся Ему. И стоя на этом Святом месте, мы чувствуем важность слова Святого Отца нашего Афанасия Великого о вочеловечившемся Господе: "Ибо Сей вочеловечился, дабы мы обожились, и Он явил Себя телом, чтобы мы имели представление о невидимом Отце".
8. С этого священнейшего места и во имя Начальника мира Иисуса Христа мы с великой к ним любовью призываем все народы и их руководителей трудиться ради прекращения войн и ради общения мирными средствами возникших между ними разногласий, всеми силами продвигая и возделывая дух примирения. Православная Церковь готова этому содействовать имеющимися в ее распоряжении средствами, которые отнюдь не политического, а только духовного характера, с тем чтобы религия перестала быть, как это случалось в прошлом, причиной или поводом войн и явилась постоянным фактором мира и примирения. Проникнутые этим духом, мы обращаем взор к прочим великим религиям, в частности к монотеистическим религиям иудаизма и ислама, намереваясь создать наиболее благоприятные предпосылки диалога с ними ради мирного сосуществования всех народов. На основании содержания Евангельского учения и нашего Священного Предания Православная Церковь отвергает ненависть к другим убеждениям и осуждает религиозный фанатизм, в каком бы виде они не проявлялись.
9. Кроме того, с этого места и во имя "Себя предавшего за жизнь и спасение мира" Господа Иисуса мы сердечно протягиваем руку человеколюбивого сочувствия и помощи всем тем, кто подвергается дискриминации какого бы то ни было вида по единственной причине естественного, социального или культурного различия. Ожидаемый рост перемещения населения в новом тысячелетии, возможно, создаст ряд проблем и сделает необходимым сосуществование и мирное сожительство различных культур. Этого не следует добиваться путем поглощения специфических особенностей культур в котле уравнительной и монополистской глобализации.
Мы также считаем необходимым обратить внимание всех верующих во Христа на появление нового вида идолослужения путем обоготворения насилия, денег и удовольствий, которые безумно грозят заменить в жизни людей Троичного Бога любовь, свободу, неповторимость человеческой личности, а также предвкушение приобщения к вечному царству Божию, как единственному истинному смыслу человеческого бытия.
10. Проникнутые высоким чувством пастырской ответственности перед нашей паствой, мы хотим осудить проведение со стороны некоторых инославных исповеданий и религиозных групп прозелитизма в тех регионах, где на протяжении столетий Православная Христова Церковь осуществляет свою пастырскую заботу. Если они не примут во внимание существующую церковно-каноническую структуру, принципы христианской нравственности и элементарную этику взаимного на истинно христианском уровне уважения и понимания, тогда последствия будут неприятными в результате тех проблем, которые возникнут в новом тысячелетии между самими этими христианами. Мы питаем надежду, что эти церкви и группы будут уважать канонические права, свободу и истину каждой из Православных Церквей.
11. Наступление третьего тысячелетия по Рождестве Христовом находит человека перед лицом бурного научного прогресса, который при техническом содействии обещает избавление от многих болезней и улучшение качества человеческой жизни. Церковь с большой радостью приветствует эти усилия, однако отмечает опасность, которая кроется в радикальном вмешательстве человека в структуру и состав генетического вещества живых существ, а также губительность необдуманного и эгоистического вмешательства человека в окружающую природную среду, в результате чего нарушается баланс, обеспечивающий жизнеспособность этой среды. Перед лицом этой опасности мы взываем ко всем ответственным лицам, чтобы они, устанавливая границы, в которых может развиваться наука, обеспечили свободу и уникальность человеческой личности и целостность творения Божия.
Кроме того, взрывоопасными кажутся для нового тысячелетия большие социальные проблемы, от которых уже страдают отдельные лица и целые народы. Таковы безработица, голод, увеличивающаяся пропасть между богатыми и бедными, жестокая форма труда, торговля человеческой жизнью, неизлечимые болезни и тяжкие человеческие страдания. И особенно важным Православная Церковь считает решение критических проблем, которые занимают молодежь нашей эпохи, от духовного воспитания, нравственности и социальной ориентации которой зависит во многом будущее человеческих обществ и человечества вообще. Обращение к "похоти плоти и похоти очес" (1 Ин. 2,16), лжеименному разуму религий и идеологий, применение наркотиков и необдуманный отход от жизни в Боге к сумасбродной форме жизни вводят дух разложения и в результате вызывают преждевременный духовный и биологический маразм молодежи. Промышление, любовь и особое "пастырское попечение Церкви о детях и молодежи, по образцу благословения и любви к ним вечного примера для молодежи - Господа Иисуса, будет постоянным и неизменным, с тем чтобы творчество молодежи в области Евангельской веры и жизни в Церкви стало плодом сладким миру. Само собой разумеющимся является распространение пастырской заботы Церкви и на богоданный институт семьи, которая всегда и обязательно утверждалась на святости священного таинства христианского брака. Источником вдохновения, силы и просвещения в решении всех упомянутых проблем является свет Евангелия и деятельная жизнь святых нашей Церкви.
В этом духовном свете и путем критерия уважения прав человека в междунородной сфере необходимо контролировать наблюдаемые тенденции к реорганизации, посредством которой стремятся достичь новых государственных образований, или путем дробления существующих или унификации уже существовавших единиц. В этой эволюции необходимо учитывать свободу воли заинтересованных народов, и нельзя навязывать силой или заочно им эти идеи. При сем отвергаем любую тенденцию к национализму или расизму, стремящемуся изменить Православную Экклезиологию.
12. Братья и чада о Господе!
Это святое место Вифлеем озаряется ныне как место всемирного духовного интереса благодатию в Троице славимого Бога, и через нас направляет эту весть единства, любви, мира и благоволения всему миру. Долг каждого христианина - принять эту небесную весть как начало нового тысячелетия с чистым сердцем, смирением и покаянием. Пусть не обуревают нас чувства страха и пессимизма. Апостольская весть в данном случае - самая полезная и актуальная. "Упование не посрамит, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим. 5,5).
Искупитель Христос дарует выход из любого тупика людям. Христос дарует миру Свой мир, как Он Сам сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14,27). Христос - Спаситель мира и каждого из нас. "Нет ни в ком ином спасения, и нет иного имени под небом, данного людям, которым надлежит нам спастись" (Деян. 4,12). Благотворное воздействие Святого Бога на мир превышает человеческую немощь, и "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18,27). Личное возрождение и освящение мы, православные христиане, черпаем из участия в священном таинстве Божественной Евхаристии, в котором приобщаемся Тела и Крови Господа во оставление грехов и в жизнь вечную.
Поэтому ныне на сем Евхаристическом Соборе вместе со всей Православной Церковью благоговейно преклоняем колени перед Всесильным Господом, Который воссиял из Вертепа как Солнце Правды, в мире оставил образец жизни, на Кресте искупил нас от работы вражия и торжественным Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную. С этого места Рождества в мире Искупителя и Господа исходя и присно к Нему шествуя, надеемся, молимся и верим, что все мы, возрожденные Духом Святым, войдем в новое тысячелетие.
Братья, "все рожденное от Бога побеждает мир, и это - победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин.5,4).
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми нами. Аминь.
Патриарх Константинопольский Варфоломей, за Александрийский Патриархат: Митрополит Карфагенский Хризостом, за Антиохийский Патриархат: Митрополит Пергамский Иоанн, Патриарх святого града Иерусалима и всея Палестины Диодор, Патриарх Московский и всея Руси Алексий, Патриарх Сербский Павел, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, Католикос-патриарх всея Грузии Илия, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул, Митрополит Варшавский и всея Польши Савва, Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, за Церковь Чешских земель и Словакии: Епископ Михаловский Иоанн.