ПОЗДНО вечером 25 декабря почти полтора миллиарда человек на пяти континентах смогли увидеть прямую трансляцию торжественной церемонии открытия Святых врат собора Св. Петра Папой Римским, которая положила начало грандиозному празднованию 2000-летия христианства. Впервые в истории Римско-Католической Церкви традиционный юбилейный год совпадает с началом нового тысячелетия. Это, конечно, не могло не наложить совершенно особый отпечаток на все происходившее в Ватикане в эту рождественскую ночь. Впрочем, уже трехлетняя подготовка к Великому Юбилею, осуществленная по личному указанию Иоанна Павла II, со всей очевидностью продемонстрировала, что Святой престол намерен использовать этот уникальный повод для утверждения универсального измерения Католической Церкви, которую в Риме по-прежнему называют Вселенской. Именно это обстоятельство и обусловило серьезные изменения древнего церемониала, которые были разработаны специально для открытия юбилейного 2000 года.
Церковная традиция отмечать юбилейные годы восходит к древнееврейским обычаям, а само слово "юбилей" происходит от еврейского слова "йобел", обозначавшего бараний рог, в который трубили, чтобы объявить праздник прощения долгов и освобождения рабов. Первый юбилей был отпразднован Церковью в 1300 году по решению Папы Бонифация VIII, который откликнулся на чаяния многочисленных паломников, ожидавших отпущения грехов в связи с началом нового столетия. Обычай замуровывать Святые врата возник несколько позднее, в 1500 году. Для того чтобы отворить их по случаю очередного юбилея, Папа должен был трижды постучать золотым молоточком по стене и тем самым дать сигнал к ее разрушению. В конце года понтифику полагалось собственноручно заложить кирпич в основание новой стены.
Все эти средневековые традиции имели весьма отдаленное отношение к словам Христа, ставшим основой для появления на свет Святых врат: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется". Далеки они были и от 20-го стиха 117-го псалма: "Вот врата Господа; праведные войдут в них". В полной мере это осознал уже Павел VI, который в 1975 году отложил серебряный мастерок в сторону и просто закрыл створки бронзовых врат. Кирпичную стену впоследствии все же возвели, но не исключено, что она была последней в истории этого древнего обычая. Во всяком случае, папский церемониймейстер Пьеро Марини незадолго до Рождества подчеркнул, что внимание отныне перемещается со стены собственно на Святые врата, и поэтому Иоанн Павел II откроет их створки руками. Так накануне третьего тысячелетия пала еще одна стена.
Но вернемся к рождественской ночи 1999 года. Из апостольского дворца Иоанн Павел II прибыл в папскую ризницу собора Св. Петра на новом автомобиле "Ланче", подаренном ему на днях концерном ФИАТ. Этот лимузин стоимостью более полутора миллионов долларов изготовлен в единственном экземпляре и пока не имеет аналогов. В начале двенадцатого Викарий Христа появился у входа в собор, где его ожидали избранные кардиналы Римской курии и немногочисленные представители итальянского государства во главе с президентом Карло Адзелио Чампи. Иоанн Павел II был увенчан шитой золотом митрой и облачен в невиданный доселе длинный плащ, сшитый из ткани, которую преподнесли ему текстильщики города Прато. Надо сказать, что до самой последней минуты в Ватикане скрывали секрет папского наряда. Каково же было удивление верующих, когда Святой отец появился не в традиционных белых одеждах, а в сверкающем плаще, сплошь расшитом золотыми, фиолетовыми и синими блестками с оранжевым подбоем. На самом деле ничего удивительного в этом не было, поскольку плащ этот был одновременно одеянием монарха и паломника, а его цвета символизировали радость и покаяние.
79-летний понтифик медленно и тяжело шел, опираясь на руки двух епископов, хотя и выглядел несколько лучше, чем во время своих последних появлений на публике. После молитвы, которой внимали около 8 тысяч верующих, находившихся в соборе, и почти 20 тысяч человек, собравшихся на площади Св. Петра, Иоанн Павел II направился к Святым вратам. Когда от них его отделяли лишь две ступени, Папа оступился и чуть было не потерял равновесие, но с видимым усилием все-таки продолжил свой путь.
"Haec porta Domini (это врата Господа)", - пропел он на латыни, и хор ответил ему: "В молчании поднимись по ступеням и открой врата руками". "Я войду в Твой дом, Господи. Откройте мне врата справедливости!" - звучал под сводами дрожащий голос Папы, которого подвели непосредственно к бронзовым дверям. Он уперся в них ладонями, и тяжелые створки медленно подались вперед. Только в этот момент огромный собор, погруженный в полный мрак, осветился ярким светом многих тысяч мощных ламп. Конечно, это должно было символизировать свет Христа, открывающий истину людям. Но одновременно это был и точно рассчитанный телевизионный прием, ведь прямая трансляция церемонии велась в эту ночь 63 телекомпаниями из 59 стран, а также Интернетом.
Тем временем Иоанн Павел II, превозмогая немощь, преклонил колени на пороге Святых врат и почти на минуту застыл в этой позе, погрузившись то ли в раздумья, то ли в молитву. Однако момент войти в дом Божий еще не наступил, и Папа вернулся назад. Тогда у бронзовых дверей появились католики из Азии и Океании, которые под звуки древней японской музыки украсили вход в собор гирляндами из экзотических цветов, засыпали ступени лепестками роз и окурили врата благовониями. Только после этого понтифик вновь поднялся со своего кресла и сделал еще один жест, исполненный глубокого смысла. Он встал на пороге Святых врат и показал Евангелие сначала площади, а затем собравшимся в храме. Это был знак того, что главной задачей третьего тысячелетия должна стать "новая евангелизация". Так, с Евангелием в руках, он и переступил порог собора Св. Петра или, если использовать название его собственной книги, "переступив порог надежды". Именно в этот момент на авансцене неожиданно появились два африканца, с родиной которых как раз и связаны большие папские надежды на "новую евангелизацию". В рога, изготовленные из слоновьих бивней, негры протрубили городу и миру об открытии Святых врат.
Вслед за Иоанном Павлом II, который ненадолго устроился на кресле у подножия микеланджеловского "Оплакивания Христа", в собор потянулась торжественная процессия, которую возглавлял диакон с Евангелием в руках. У папского алтаря, расположенного над могилой Св. Петра, книгу возложили на специальный трон, к которому представители Европы и Америки (первой шла украинская пара) принесли цветы и лампадки. Лишь после этого к алтарю наконец-то направился сам Папа, который вместе со всеми верующими прослушал благую весть о Рождестве Христовом. На сей раз ее завершало торжественное провозглашение Великого Юбилея. "Двадцать столетий прошли с того благословенного дня, поэтому Церковь отмечает двухтысячелетие рождения Христа Юбилейным годом, годом милосердия и благодарности, годом примирения и прощения, годом спасения мира", - неслось с алтаря, а над Вечным городом уже плыл благовест колоколов.
"Среди многих сынов человеческих, среди многих детей, появившихся на свет на протяжении этих веков, только Ты - Сын Божий. Твое рождение коренным образом изменило ход событий. Вот истина, которую этой ночью Церковь хочет передать в третье тысячелетие. И все вы, кто будет после нас, примите эту истину, которая полностью изменила историю, - сказал в своей рождественской проповеди Папа Римский. - Ты, Христос, Сын Божий. Ты для нас - врата, подлинные врата, символом которых являются те врата, которые мы торжественно открыли сегодня. Ты - та дверь, которая вводит нас в чудо Отца, ибо никто не минует его объятий милосердия и мира".
На следующий день Иоанн Павел II открыл Святые врата собора Св. Иоанна, а уже 1 января настал черед базилики Санта-Мария Маджоре. Впервые в истории Папа откроет Святые врата всех четырех "патриарших" храмов Рима. Последним актом этой величественной пьесы станет церемония 18 января в соборе Св. Павла за стенами, которая будет приурочена к началу Недели молитвы за единство христиан. По этому случаю в храме состоится не обычная месса, а "экуменическая служба", открытая для представителей всех христианских конфессий.
Вслед за нынешними торжествами в Риме в течение юбилейного года пройдут сотни различных мероприятий, участниками которых станут около 26 миллионов верующих. В числе главных из них стоит назвать беатификацию двух предшественников нынешнего Папы - Пия IX и Иоанна ХХIII, День католической молодежи, на который съедутся более 1 млн. юношей и девушек, беспрецедентный День прощения, когда Католическая Церковь намерена покаяться за грехи и ошибки прошлого, а также поминовение всех христианских мучеников ХХ века.
Завершится Великий Юбилей 6 января 2001 года закрытием Святых врат собора Св. Петра. Католики всего мира надеются, что Господь позволит выполнить эту миссию Иоанну Павлу II. Но как бы там ни было, Папа Войтыла уже сейчас, несомненно, счастлив, ибо сбылось пророчество его наставника кардинала Стефана Вышиньского. "Если тебя изберут, - сказал он на конклаве 1978 года, - ты введешь Церковь в третье тысячелетие". Так оно и произошло.
Ватикан