ЧТО ТАКОЕ человеческая мудрость? В отличие от знания, образованности, информативности мудрость, на мой взгляд, - это прежде всего способность творчески усваивать опыт предыдущих поколений. Отсутствие такой способности свидетельствует об отсутствии мудрости и чаще всего приводит к печальным последствиям. Наверное, многие ученые ясно понимают, что без творческого усвоения опыта предыдущих поколений невозможно развитие ни науки, ни культуры, ни вообще цивилизации.
Только опираясь на знания и опыт прошлого, творчески и критически его осмысливая и развивая, можно расширять науку, создавать новые теории, строить гипотезы. В этой связи любой учебник концентрирует и выражает опыт предыдущих поколений. И ни один нормальный ученый не станет призывать своих студентов отказаться от учебников, отказаться от этого опыта, второй раз изобретать велосипед.
Почему это так очевидно для естественных наук и так неочевидно для политики? Почему это так неочевидно для экономики?
Наверное, самым правильным взглядом в прошлое или, точнее, самой правильной целью для анализа прошлого должно стать определение того, что произошло с нашим обществом и с нашей страной за последние сто и более лет. Почему мы с такой легкостью шли на радикальные разрушения тех структур, которые, собственно, поддерживали и сохраняли наше государство?
Я думаю, что главная проблема заключается в удивительной способности нашего народа соблазняться. И действительно, в прошлом веке мы соблазнились пришедшей к нам из-за границы либеральной идеей, причем в самой радикальной ее форме, и во имя осуществления этой идеи уже в веке ХХ уничтожили миллионы людей и разрушили великую страну. Мы говорили, что построим прекрасное будущее и, не умея оценить, не сознавая того богатства, которое имела Россия как великое и могучее государство, перечеркнули то, что уже было сделано и построено. А потом через катаклизмы XX века, страдания, разрушения, войны, кровь мы достигли все-таки скромного результата, не очень сопоставимого с тем, чего достигли другие, но опять соблазнились, вновь увлекшись великими радикальными идеями. Все переворачивая и разрушая, мы опять всеми силами устремились в светлое будущее, только теперь уже не коммунистическое, а капиталистическое. И вот здесь возникает вопрос: почему же мы так склонны к радикализму? Неужели нет иных ценностей, кроме ценностей фантастических, которые удивительным образом действительно реально вдохновляют наш народ? Как-то беседуя с одним современным либеральным радикалом в экономике, я спросил его: "Скажите, вы когда-нибудь задумывались о том, какую цену вы не сможете заплатить за успех проповедуемой вами радикальной экономической реформы?" Он, подумав, ответил: "Нет". Тогда я уточнил: "А вы можете заплатить за успех радикальной экономической реформы честью вашей дочери? А генетическим здоровьем нации? А единством страны? Или ради наполненного ширпотребом рынка мы все можем разрушить и от всего отказаться?"
Да, есть великие неоспоримые ценности, никак не связанные с материальным благополучием, которые навсегда остаются для человека приоритетными и основополагающими. Сегодня через происходящее на Кавказе мы, к примеру, начинаем прозревать значение того, что есть национальное достоинство, и поддерживаем усилия правительства, направленные на то, чтобы Россия вновь стала страной, с которой по крайне мере считались бы другие народы.
Итак, мой первый тезис заключается в следующем: глубокий критический анализ предыдущих столетий отечественной истории должен оградить нас от всякого политического и экономического радикализма и экстремизма в будущем и дать мощную прививку от соблазнов некритического восприятия чужих идей.
Второй тезис: стало уже общим местом утверждать, что научно-технический прогресс не соответствует нравственному прогрессу человека. Каждый это хорошо знает на личном опыте, на опыте страны и всей человеческой цивилизации. Человечество стремительно идет вперед, в будущее, развивая науку и технологии, однако почти невозможно определить при этом параметры нравственного прогресса в масштабах общества или цивилизации.
Мы знаем, что без должного уровня нравственности знания человека могут представлять собой определенную опасность для жизни общества. С открытием оружия массового уничтожения эти знания стали угрозой всему миру. Теперь представим себе, что будет, если при новом развитии науки и технологии, знания станут достоянием не человека разумного, обладающего развитым нравственным чувством, а разумного зверя, потерявшего это чувство и живущего по законам инстинктов. Обладая колоссальной интеллектуальной и технологической мощью, такой человек, потерявший человеческое лицо, может разрушить и самого себя, и весь мир.
Взгляд в XXI век не должен быть благодушно оптимистическим или безнадежно пессимистическим. Он скорее должен быть напряженно-испытующим. На рубеже веков нам надлежит в конце концов понять, что от нравственного состояния личности и общества зависит выживание человеческой цивилизации. В Библии Бог говорит народу: "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30, 19).
И последнее. Россия живет на стыке, на разломе цивилизаций. Этот цивилизационный разлом проходит не только по границам России, он существует и внутри ее общественно-исторического бытия. Не только ученые, культурологи, всматривающиеся в очертания грядущего века, но и многие простые люди задают вопрос: а что означает и к чему может привести страну это давление с разных сторон совершенно противоположных цивилизационных сил?
В далеком 1908 г. великий русский философ Владимир Соловьев написал философское эссе "Повесть об антихристе". Поразительно, что он как бы прозревал будущее. Соловьев, в частности, пишет о том, что настанет время, когда образуются Соединенные Штаты Европы и произойдет общеевропейская интеграция. Он говорит о том, что восточные цивилизации к тому времени тоже наберут силы и будут обладать высоким потенциалом. Он рисует страшную картину столкновения в России этих цивилизаций. Он рисует картину апокалипсиса. И возникает вопрос: что это - видение мистика или трезвый философско-интеллектуальный анализ? Ответ может быть таким: это - пророчество. При этом нужно помнить, что пророчество не есть предречение неизбежного события. Пророчество - это прежде всего провозглашение Божией правды поверх и часто вопреки политическим, социальным, групповым, личностным интересам. Именно поэтому пророков всегда гнали. Однако пророчество - это всегда провозглашение альтернативы. Само свидетельство пророка о бедах грядущего открывает "имеющему уши" пути к их преодолению. Выраженное Владимиром Соловьевым в "Повести об антихристе" пророческое предостережение нужно понимать именно так: если люди не опомнятся и не осознают потенциальных опасностей, проистекающих из их исторического, социального, политического, экономического и научного развития, и если они не осознают необходимости противостоять всему этому, то очень скоро над миром может разразиться апокалипсис.
Церковь призвана Самим Господом к пророческому деланию, ибо Она продолжает Его пророческое служение. И в преддверии третьего тысячелетия этот пророческий голос Церкви должен помочь людям сделать твердый выбор в пользу жизни.