0
1297
Газета Факты и комментарии Интернет-версия

24.11.1999 00:00:00

Страсти по храму


ПАТРИАРХ Московский и всея Руси Алексий II как-то сказал: "Я с трепетом в сердце и в надеждой молю Бога: да приблизит Он день, когда воссозданный храм Христа Спасителя вновь оживет, наполнившись молитвой народа Божия. Я прошу Всемогущего о том, чтобы Он благословил на предстоящие труды всех нас: власти страны, власти града нашего, мастеров, благотворителей, добровольных помощников - всех, кому дороги имя Христово и историческая память нашего Отечества". Эти слова были произнесены первоиерархом на заседании Общественного наблюдательного совета по воссозданию храма Христа Спасителя в... 1994 году, но не потеряли своей актуальности и сегодня.


СВЯТЫЕ СТОЯТ НЕ НА СВОИХ МЕСТАХ

"Воссоздание храма на завершающем этапе работ по художественному убранству превратилось в фальсификацию исторического наследия", - такое заявление сделали в Центральном Доме журналиста участники пресс-конференции "Храм Христа Спасителя - от святости к шоу-бизнесу", состоявшейся спустя всего три дня после начала работы приемочной комиссии, которую возглавляет первый вице-премьер правительства Москвы Владимир Ресин. В ней приняли участие руководитель департамента культурного наследия Министерства культуры РФ профессор Виктор Виноградов, главный архитектор проекта воссоздания храма Христа Спасителя, президент Ассоциации реставрационных предприятий "Союзреставрация" профессор Алексей Денисов, заместитель управляющего делами президента РФ Олег Степанов, директор Центральных научно-реставрационных мастерских, кандидат искусствоведения Татьяна Каменева, представитель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Уранов, начальник инспекции департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Ирина Маркина.

Организаторы пресс-конференции подвергли резкой критике качество работ по воссозданию храма. Суть проблемы, по словам выступавших, состоит в том, что начиная с февраля 1998 года, когда по распоряжению Юрия Лужкова "генподряд на завершение художественного убранства храма, включающего в себя воссоздание наружных скульптур, отделки интерьеров и художественной росписи, был передан Российской академии художеств (РАХ), подход к воссозданию храма коренным образом изменился". РАХ передала функции генподрядчика "Центру международного дизайна", руководимому Зурабом Церетели. По мнению главы Департамента культурного наследия Минкультуры РФ профессора Виктора Виноградова, нарушения носят столь "вопиющий характер", что лишают храм-памятник шансов быть признанным в качестве корректно воссозданного и войти в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, предупредили эксперты Министерства культуры. А по словам председателя редакционной коллегии журнала "Архитектура и строительство России" Александра Сидорина, барельефы с изображениями святых на фасадах храма, сделанные из пластмассы вместо мрамора, пожелтели, покрылись трещинами и частично осыпались.

В Наблюдательный совет не был включен ни один представитель Министерства культуры РФ, отметил Алексей Денисов. Он сообщил, что сохранившиеся горельефы храма Христа Спасителя (находящиеся на территории Донского монастыря) были испорчены во время изготовления с них копий. По мнению главы Департамента культурного наследия Минкультуры РФ профессора Виктора Виноградова, "признанный научный принцип воссоздания был подменен реальной практикой вульгарной имитации". По его словам, руководитель Комиссии по художественному убранству храма митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) подал рапорт, что возглавляемая им комиссия является "декоративной" и ее "никто не слушает". Новым председателем комиссии стал епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). Идея изготовлять наружные горельефы из бронзы принадлежала президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели и возникла после того, как общественность стала протестовать после их исполнения в искусственном мраморе.


А ЧТО СКАЖЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭЛЕКТОРАТ?

Чувствуя, что прозвучавшие обвинения сразу будут восприняты как специальная акция, приуроченная к началу работы приемочной комиссии и старту предвыборной гонки, устроители пресс-конференции заявили, что "воссоздание храма Христа Спасителя не должно становиться элементом политического шоу в интересах тех или иных групп, а этапы его восстановления не должны по советской привычке привязываться в качестве показушных акций к любым праздникам и выборам вождей", - констатировали они.

Бывший главный архитектор проекта воссоздания храма Алексей Денисов заявил, что обеспокоен происходящим сегодня в храме, хотел бы привлечь внимание общественности к этой проблеме и не преследует цели "вбить клин" между Павлом Бородиным и Юрием Лужковым в преддверии выборов мэра Москвы.

Так что же это такое - возрождение ХХС - рекламная кампания или возвращение к вере предков? Чтобы получить ответ на этот вопрос, не помешает заглянуть в нашу недавнюю историю. 1988 год - на Волхонке плещутся москвичи, а во всей столице всего полсотни действующих православных церквей. Тогда на неожиданно помпезных торжествах по случаю 1000-летия Крещения Руси церковные власти и решили возвести в столице храм. Московская Патриархия провела большой, представительный конкурс, городские власти выделили участок в Царицыне. Троицкий храм должен был по проекту вмещать десять тысяч молящихся. Несмотря на помпезность проекта и его высокое покровительство, деньги быстро испарились, и проект остался нереализованным. Сегодня в Московской Патриархии предпочитают не вспоминать о строительстве храма в честь Живоначальной Троицы, и никто не может дать ответ о сроках не только его сооружения, но и даже обсуждения этой темы.

Дело строительства ХХС объявлено всемосковской стройкой и представляется заботой столичного правительства о верующих. И хотя Патриарх Алексий II как горячий сторонник дела возрождения храма всячески благодарит мэра за его труды на этом поприще, среди православных нет крепкого единения в поддержке Юрия Михайловича.

Итак, насколько серьезно можно говорить сегодня об использовании ХХС в предвыборной агитации? Мне кажется, это малосовместимые понятия: выборы - локальное временное событие, а храм, который воссоздают уже несколько лет под несмолкаемые протесты, должен простоять века. К тому же за эти годы критика в его адрес уже отработана и не имеет должного эффекта.

Так чего все перепугались? При чем тут храм и выборы? У нас произошло смещение понятий. Почему мы думаем, что строительство церкви само по себе может решить наши проблемы и вернуть духовность? Без нашей сугубой молитвы и покаяния, без нашего следования заповедям Христа ХХС может остаться просто неким вариантом воссозданной архитектуры. Но усилиями мэра и Патриарха нам дан шанс стать лучше. Так зачем же копья ломать?


ЦЕРЕТЕЛИ ИСПРАВИТ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОШИБКИ

"Очевидно, появились люди, которые хотят снова взорвать храм Христа Спасителя", - так прокомментировал обвинения оппонентов Зураб Церетели. Он признал, что барельефы, изготовленные из пластмассы, действительно потеряли вид. По его словам, "они были временными для проверки масштаба" и в скором времени будут заменены на бронзовые. Что касается всего остального, то, по его мнению, художественное оформление исполнено лучше, чем было в прежнем храме, построенном архитектором Константином Тоном. Горельефы, находящиеся на территории Донского монастыря, "не использовались", так как "брать форму с них невозможно", "их невозможно даже тронуть". Эти горельефы, считает руководитель Российской академии художеств, невозможно реставрировать, их надо просто сохранить. Церетели поддержал и главный архитектор храма, член президиума Российской академии художеств Михаил Посохин. Он также объяснил развернувшеюся волну критики обострением политической борьбы, хотя, по его словам, стремление завершить все работы в храме в ближайшее время связаны не с предстоящими выборами мэра города, а с наступлением 2000-летия христианства. Кроме того, отметил он, "каждый потерянный день приводит к потере денег", а "деньги собирались с большим трудом". Так, по словам представителя Фонда финансовой поддержки воссоздания храма Михаила Огородникова, затраты на его строительство составили 500 млн. долл.

Русская Православная Церковь (это о ее храме весь спор) не принимала активного обсуждения в развернувшейся дискуссии. Единственным духовным лицом, появившимся на двух пресс-конференциях, был консультант по художественной отделке, член Комиссии по художественному убранству храма священник Леонид Калинин. Он заявил, что в настоящее время имеют место попытки "дискредитировать храм", который является "главной святыней", "сердцем России".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1439
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1641
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1751
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4054

Другие новости