ДОКТОР сельскохозяйственных наук, профессор Николай Евгеньевич Алешин, член краснодарской церкви "Евангельский христианский миссионерский союз" (ЕХМС), арестован по обвинению в нарушении статьи 159 УК РФ (мошеннические финансовые операции) и статьи 303 УК РФ (изготовление фальшивых документов). 26 июля 1999 года он был осужден на 2 года лишения свободы. 8 сентября 1999 года мера наказания изменена на условную, и профессора Алешина освободили из-под стражи. Адвокатскую защиту осуществляет юрист церкви ЕХМС Александр Антипенок. Он утверждает, что обвинения сфабрикованы, и продолжает добиваться оправдательного приговора. Во время пребывания в следственном изоляторе Краснодара Алешин основал из заключенных евангелическую общину "Братство друзей Господних" и крестил 42 человек.
- Николай Евгеньевич, в первую очередь меня интересует ваша миссионерская деятельность в Краснодарском следственном изоляторе, но поскольку повторный суд не счел возможным оправдать вас и вы остаетесь преступником, отбывающим наказание, в начале нашей беседы мне бы хотелось узнать о причинах вашего ареста.
- В сентябре 1998 года я обратился к президенту РФ с письмом, в котором сообщил, что группа лиц из администрации Краснодарского края и руководство Научно-технического центра по рису (НТЦ по рису) пытаются вывести из системы международных платежей российско-итальянский завод по переработке риса, который финансировался по итальянскому кредиту. На строительство завода было потрачено несколько миллионов инвестиционных долларов. Эти деньги нужно было возвращать итальянцам по внешнему кредиту. Евгением Харитоновым, заместителем главы Краснодарского краевого правительства и одновременно главой НТЦ по рису, было принято решение ликвидировать НТЦ, в котором я работал советником генеральной дирекции, и передать завод другому собственнику. Вместо того чтобы возвращать кредит за счет работы завода, как предполагало соглашение, было решено возложить долг на бюджет РФ.
Обо всем этом я и написал в администрацию президента Ельцина. Оттуда мне сообщили, что мое письмо отправлено в Генеральную прокуратуру, оттуда - в Краснодарскую краевую прокуратуру, затем - в городскую и в Прикубанскую окружную прокуратуру, где территориально находится НТЦ по рису. Сейчас НТЦ ликвидирован, имущество распределено между ненадлежащими собственниками, а Харитонов (Евгений Харитонов - глава администрации Краснодарского края с 1994 по 1996 г. После отставки примкнул к новому губернатору Кондратенко) назначен директором Института риса, в котором долгие годы работал мой отец, а затем и я сам.
- Как происходил ваш арест?
- 8 апреля 1999 г. меня вызвали в прокуратуру для дачи разъяснений по содержанию моего письма президенту, но вместо разъяснений мне предъявили обвинения в фальсификации финансовых документов и арестовали. В моем деле содержались самые невероятные материалы. Меня пытались уличить в сотрудничестве с израильской разведкой, в контрабандной торговле зерном, в присвоении 5 тыс. долл. и хищении 12 тыс. руб. В конце концов все обвинения отпали как абсурдные и до суда довели лишь эпизод с 12 тыс. руб. Я уверен, что на следствие и суд оказывалось давление и они во что бы то ни стало должны были посадить меня за решетку. Окружной судья Геннадий Лаптев, который рассматривал мое дело, за неделю до окончания суда в интервью газете "Краснодарские известия" (21.07.99) заявил, что он обязательно вынесет обвинительный приговор на срок от 2 до 6 лет.
- Откуда появилась версия о вашем сотрудничестве с израильской разведкой? Вы еврей?
- Какой там еврей! Просто в Краснодаре это больная тема. Администрация считает, что раз евангельские христиане говорят о том, что ищут духовного Сиона, значит, они принадлежат к мировому сионистскому заговору.
- Что повлияло на изменение формы наказания и перевод его в условное?
- Я подал кассационную жалобу с перечислением нарушений ведения следствия, о применении ко мне пыток и так далее. Краевой суд вынес решение, что мои жалобы несостоятельны, но при этом постановил заменить наказание на условное, "учитывая личность осужденного".
- Вы - пастор?
- Я не пастор, я рядовой миссионер, но мы, евангельские христиане, проповедуем идею всеобщего священства. Другого пути у христианина не существует. Когда я оказался под арестом в СИЗО, я отчетливо осознал, что спасение человека состоит в том, чтобы спасать других. Я получал самые настоящие откровения. Я видел и слышал Христа, как Он говорил мне: "Крести!" И тогда я создал в СИЗО домашнюю церковь "Братство друзей Господних". Выбирая название для тюремной церкви, я исходил из того, что Христос сказал: "Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего".
- Когда вы пришли к вере?
- В ЕХМС я вступил в марте 1999 г., но с его основателями сотрудничаю более 10 лет. Тогда в Краснодаре я организовывал визит и выступление крупнейшего миссионера, американского астронавта Чарльза Дьюка.
- Как же вы совершали крещение в камере?
- Обыкновенно. Люди выходили на середину камеры, отвечали, как и положено, на вопросы, становились перед всей камерой на колени, я набирал из крана две полные ладони воды и окроплял их сверху.
- Водопровод в камере был, значит, условия содержания вполне сносные?
- Условия ужасные! Краснодарское СИЗО строилось на две с половиной, а содержится в нем восемь тысяч человек. В следственные камеры, рассчитанные на 4 человека, помещают до 13 человек. Я три месяца провел в такой камере. Представьте себе вагонное купе, в котором месяцами находится 13 человек, 40 кв. см на каждого. В больших камерах легче. Они рассчитаны на 32 человека, и в них находится 60-70 человек, то есть плотность меньше. Огромные проблемы с водой. Днем воду дают на 1-2 часа, инфекция, антисанитария┘
- Как к вам относились заключенные?
- Ни один из них ни разу не сказал мне грубого слова. Из каких-то непонятных мне следственных соображений меня перемещали из камеры в камеру. Одна из камер заполнена людьми, так или иначе связанными с Израилем. Здесь находились либо евреи, либо те, у кого есть в Израиле родственники. Полагаю, что к евреям меня поместили в связи с идиотскими предположениями о моей связи с мировым сионизмом.
- То есть камеры собраны по национальному признаку?
- Во всяком случае, некоторые. Мне пришлось побывать и в камере, где была собрана группа заключенных из крымских татар. В свое время у меня были контакты с Мустафой Джемилевым (советский диссидент, в 60-80-х годах лидер национально-освободительного движения крымских татар. С 1969 г. - член "Московской инициативной группы защиты прав человека в СССР"), возможно, по этой причине меня помещали и в "татарскую" камеру.
- Была ли у вас в СИЗО Библия?
- Меня задержали в одной куртке и джинсах. С собой не было ни Библии, ни того, что необходимо в тюрьме. Однако вскоре мне передали Евангелие из камеры первого этажа, где сидят "вышаки" (приговоренные к смертной казни).
Под нашей камерой находился смертник Володя по кличке Святой. Он был членом пятидесятнической церкви, но потом вышел из нее в связи с наркотической зависимостью. Он зарубил топором четырех наркодельцов. Находясь в тюрьме, он вновь начал читать Евангелие и Ветхий Завет. Я беседовал с ним по "трубе". Он активно поддержал идею создания Братства и переслал нам по "трубе" в полиэтиленовых пакетах разорванное на отдельные тетрадки Евангелие.
- Что означает по "трубе"?
- Используется самая обыкновенная чугунная канализационная труба, связывающая унитазы в камерах. По ней спускается веревка, сплетенная из распущенных носков, которая называется "конь" и к которой привязывается письмо. Это, разумеется, весьма малогигиеничная форма почтового сообщения, но она - единственно возможная в СИЗО. С Евангелия, полученного по "трубе", и началась моя проповедническая работа. Это происходило в спецкамере # 13, той самой, где на человека приходилось по 40 кв. см. Позже ЕХМС смог передать мне Библию, изданную Библейским международным институтом. Это было непросто. Тюремное начальство сопротивлялось, и мой адвокат вынужден был добиваться разрешения передать Библию у начальника СИЗО. Этот экземпляр Библии затем уехал с нашим первым пресвитером, избранным в "Братстве друзей Господних", - Евгением Квасниковым. Он человек с солидным лагерным стажем и был смотрящим в нашей камере. Но после того как он покаялся и крестился, ему поменяли "точковку", объявили "отрицательным элементом" и отправили на Северный Урал в лагерь, в поселок Харпы, на перевоспитание.
Таким образом, вместе с этой Библией Женя поехал в миссионерское путешествие по таким местам, где нога миссионера не ступала. По дороге с этапа он посылал письма из Саратова, Казани, Вятки. Он сообщал, что начал проповедовать и крестить людей. После этого ЕХМС передал нам второй экземпляр Библии.
- Какова была первая реакция сокамерников, когда вы начали проповедовать учение Христа?
- Поначалу я просто пересказывал Библию. Рассказывал, из каких книг она состоит. Это вызывало интерес, но не более того. Когда же я начинал объяснять главное - смысл искупительной жертвы Иисуса Христа, говорить о том, что Христос своею кровью оплатил все наши грехи, это вызывало шок. Мне не верили. Для абсолютного большинства заключенных это являлось откровением. Они отождествляют Христа с ветхозаветным законом. Они привыкли к тому, что их никто не любит, что они никому не нужны. Они привыкли иметь дело с юридическим законом, преступив который ты получаешь наказание.
Когда же удается открыть им смысл христианской любви, которая выше закона, то состояние покаяния достигается очень быстро. Наша спецкамера #13, где люди периодически менялись, превратилась в тюремный баптистерий. Потому нас всех и разбросали потом по разным камерам, а Квасникова отправили на Урал. В нашей же камере, на стенах которой вместо матерщины была написана молитва "Отче наш" на нескольких языках, сделали ремонт, чтоб и духу нашего не оставалось. Все закрасили.
- Как проходили молитвенные собрания в камере?
- Во всех камерах происходит одно и то же: либо наркотики, либо игра в карты. А в нашей камере постоянно шли разговоры о Боге. Мы читали Евангелие, проводили библейский семинар, молились. Фактически молитвенное собрание было непрерывным с утра до вечера.
- Преимущество тюрьмы перед волей...
- Выходит, что так.
- Вы проповедовали только среди осужденных или также среди охраны?
- Рядовые охранники подходили иногда и просили растолковать некоторые места из Библии. Но никто из них не обратился и не стал членом братства.
- Вас били?
- Нет. Ни разу. Очевидно, не хотели оставлять следов на теле. Четыре раза применяли электрошок.
- Как это происходило? На глазах других заключенных?
- Нет, разумеется. Тебя вызывают на допрос или беседу, выводят из камеры и ведут к выходу. На вопрос - "куда", ответ стандартный - "на расстрел". Это шутки такие. Затем запирают в так называемый "стакан" - помещение, размером метр на метр. Сидишь, ждешь вызова. Дверь открывается, входит неизвестный человек с дубинкой для электрошока. Приставляет усики к шее, нажимает кнопку - удар. После электрошока теряешь сознание. Сколько проходило времени до того, как я приходил в себя, я не помню. Это повторялось четыре раза. Затем входит офицер и, как ни в чем не бывало, говорит: "Идемте, нам нужно поговорить". И начинается вежливая беседа, а у тебя глаза выкатываются на лоб, язык вываливается изо рта, спазмы и так далее. Однажды после очередного электрошока, придя в себя, я обнаружил, что у меня на голове волосы выстрижены в форме звезды Давида. Несколько раз следователь Прикубанской прокуратуры, который вел мое дело, Максим Злобин подвергал меня истязаниям. Он надевал на меня наручники и подвешивал за них к двери прямо в коридоре прокуратуры. В таком состоянии в течение 40 минут я разговаривал со своим адвокатом. Так было 4 раза.
- Что было самым трудным для вас во время пребывания в СИЗО?
- Не буду скрывать - физически было очень тяжело. За полгода пребывания в СИЗО я похудел на 20 килограммов. Но когда пришло осознание того, что существовать в тюрьме можно, только спасая других, стало необыкновенно легко и радостно. Тело было изломано, а душа горела.
- После того как вы покинули Краснодарский СИЗО, Братство друзей Господних продолжает существовать?
- В результате моего ареста и создания братства ЕХМС принял решение учредить отдел по миссионерской работе с людьми, находящимися в местах заключения. Обращенные и крещеные братья начали писать в ЕХМС. По мере того как братья будут освобождаться, они будут работать с ЕХМС через реабилитационный центр, который существует в ЕХМС для лиц, освободившихся из заключения. Тем, кто отправлялся в лагеря, говорилось: несите дальше Слово Божие, не отказывайтесь от своей Богоизбранности, осуществляйте идею всеобщего священства. Когда человек начинает чувствовать и принимает эту Богоизбранность, ему не страшно никакое плотское мучение.