Кафедральный собор св. Эчмиадзина Фото Погоса Погосяна (Editions Erebouni inc) |
Выборам нового главы Армянской Церкви предшествовали беспрецедентные по своей драматичности события. В конце сентября практически все газеты Армении и зарубежной диаспоры опубликовали заявление шести авторитетнейших архиепископов, в котором иерархи выразили глубокую озабоченность ситуацией, сложившейся накануне выборов Католикоса. В документе, подписанном предстоятелями Эчмиадзинской, Константинопольской, Иерусалимской, Арцахской (Нагорно-Карабахской), Российской и Восточно-Американской епархий Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), утверждалось, что процесс выборов патриарха поставлен под угрозу из-за вмешательства светской власти. По мнению авторов заявления, "высшие эшелоны власти достигли консенсуса в пользу одного из кандидатов, которого они и пытаются возвести на престол Католикоса. Тем самым мораль и законность в процессе выборов поставлены под угрозу, что чревато непредсказуемыми последствиями".
Кандидатом, "в пользу которого власти достигли консенсуса" и, кстати, поставили об этом в известность святых отцов, был именно архиепископ Араратской епархии Гарегин Нерсесян. Существует версия, что его продуктивно лоббирует крупная и могущественная в финансовом отношении фигура из зарубежной армянской диаспоры. Это обстоятельство сыграло решающую роль в формировании предпочтений "высших эшелонов власти": материальная помощь извне весьма актуальна, ибо бюджет страны находится в незавидном состоянии.
Разумеется, пресс-служба президента республики немедленно опровергла утверждения о вмешательстве власти в дела Церкви. Однако сам президент Роберт Кочарян не стал скрывать, что у него по этому поводу действительно имеется определенное мнение, и "было бы прискорбно, если бы глава государства не имел мнения по столь важному для нации вопросу". Роберт Кочарян заметил, что он открыто сообщил об этом церковным иерархам, однако добавил, что окончательный выбор предстоит сделать им самим, поэтому обличительный пафос "заявления шести" ему несколько непонятен. "Почему никто не протестовал, когда на протяжении многих веков католикосов в буквальном смысле слова назначали персидские шахи, турецкие султаны, русские цари или политбюро ЦК КПСС? Ныне же речь идет всего лишь о официальном мнении". При этом глава государства выразил сожаление в связи с тем, что "грязные предвыборные технологии и дискредитация оппонентов уже используются и в церковных кругах".
Тем не менее общественное мнение было шокировано. Стали проводиться параллели с выборами Католикоса в мае 1995 года, когда президент Левон Тер-Петросян также открыто поддержал руководителя западной ветви Армянской Церкви Киликийского Католикоса Гарегина. Бывший президент, сам выходец из Сирии, объяснял свое решение необходимостью положить конец расколу, который возник между св. Эчмиадзином и Киликийским Великим домом после установления в Армении советской власти. В течение более чем 70 лет западноармянские церковные структуры были абсолютно неподконтрольны Эчмиадзину и, следовательно, свободны от идеологического прессинга коммунистов. И хотя на Армянскую Церковь в диаспоре во многом оказывала влияние партия "Дашнакцутюн" с ее идеологией национального социализма, Церковь сыграла огромную роль в консолидации и сохранении диаспоры, национальной культуры и языка за пределами исторической родины. С обретением Арменией независимости причины раскола утратили актуальность. А после вступления в 1995 г. на эчмиадзинский престол бывшего Киликийского Католикоса начался активный процесс консолидации двух ветвей Армянской Апостольской Церкви. Казалось, что к 1700-летнему юбилею принятия христианства в качестве государственной религии ААЦ пойдет в ярком блеске своей исторической славы непререкаемого духовного авторитета.
Однако скандал, вызванный неслыханно резким протестом архиепископов, поставил ААЦ на грань нового, много более опасного раскола. Стали муссироваться предположения, что давление со стороны властей может привести к бойкоту выборов или переносу сроков проведения Национально-церковного собора. Близкие к церковным кругам источники утверждали, что, если власть будет настаивать на своем выборе, епархии, возглавляемые авторами "заявления шести", готовы будут выйти из подчинения Эчмиадзину. Это означало бы потерю трети паствы и, что самое главное, авторитета в диаспоре и в самой Армении. Кроме того, подобное развитие событий грозит Эчмиадзину (а следовательно, косвенным образом и государству) значительным материальным ущербом, несравнимым по масштабу с теми выгодами, которые ожидаются в результате исполнения желаний лоббистов архиепископа Гарегина Нерсесяна. Следует учесть также, что одним из авторов и вдохновителей "заявления шести" является авторитетный архиепископ Арцаха Паргев Мартиросян, не без оснований претендующий на престол армянского архипастыря. В свете этого факта раскол грозит привести и к тяжелым политическим последствиям.
Впрочем, сам архиепископ Паргев надеется, что до этого не дойдет, "мудрость народа не позволит довести Церковь до раскола", ибо, по его словам, это означало бы катастрофу. Проблема, однако, в том, что народ имеет к выборам Католикоса достаточно косвенное отношение. Главу ААЦ избирает Национально-церковный собор, 455 делегатов которого представляют все 29 епархий Армянской Церкви. Большая часть делегатов - миряне, избираемые епархиальными собраниями. Сам процесс голосования проходит в три тура в закрытом режиме. Урны устанавливаются в храме и вскрываются в присутствии всех делегатов. Уполномоченный делегат оглашает помеченное в бюллетене имя кандидата, затем еще три делегата проверяют, правильно ли названо имя претендента. И лишь после этого бюллетень поступает в счетную комиссию, которая его регистрирует. После третьего тура голосования и произведения подсчета бюллетеней торжественно оглашается имя нового Католикоса всех армян. С архипастырского престола снимается траурная вуаль. Новоизбранному патриарху торжественно вручаются пастырский посох и риза. Действо сопровождается боем колоколов кафедрального собора св. Эчмиадзина. Ворота собора открываются, и Патриарх всходит на престол.
Ереван