Роман Федора Достоевского пытаются переосмыслить современные режиссеры. Кадр из сериала «Преступление и наказание». 2024
В связи с уходом зарубежного кино отечественные продюсеры обратили свой взгляд в сторону российских авторов для последующей экранизации. Помимо «Мастера и Маргариты», «Преступления и наказания» в этом году появились фильмы, созданные по русской классике или сказкам.
Сейчас киноиндустрия начинает возрождаться после затяжного кризиса, и вновь сферы литературы и кино тесно взаимосвязаны. По прогнозам экспертов, через последующие пять лет крупные издательства могут увеличить количество проданных за год прав до 60 и более. В этом году, например, доля фильмов, снятых по различным литературным произведениям, была равна 4% от общего числа картин в прокате, и пока интерес не спадает, так что, возможно, через три-четыре года процент увеличится как минимум вдвое.
Востребованность экранизаций как явление можно объяснить и тем, что российское кинопроизводство находится в постоянном поиске качественного контента, который мог бы стать основой для сценариев. По той же причине появляются конкурсы, такие как проект «Дальневосточное кино», прошедший в рамках форума «Российская креативная неделя». Это один из способов отбора историй, которые заинтересуют современного зрителя.
Однако самым популярным и простым для продюсеров остается принцип, который можно выразить кратко: «Есть успешная книга, будет успешный фильм». И подтверждений этому масса – фильмы и сериалы «Мастер и Маргарита» по произведению Михаила Булгакова, «Загадай любовь» по книге Аси Лавринович, «Преступление и наказание» и «Онегин» по одноименным романам Федора Достоевского и Александра Пушкина соответственно, «Летучий корабль» по мотивам русской народной сказки в литературной обработке Александра Афанасьева. Также к 90-летию Кира Булычева в этом году вышли блокбастер «Сто лет тому вперед» по одноименному роману, телесериал «Очевидное невероятное» по мотивам цикла рассказов о городе Великий Гусляр и фильм «Мама» – вторая часть масштабного проекта «Хронос» по мотивам разных произведений писателя.
Обещанного в начале года «Домовенка Кузю», снятого по мотивам сказок Татьяны Александровой, приберегли к новогодним и рождественским каникулам, чтобы родители знали, чем заняться с детьми в это время. А вот анонсированных фильмов о других сказочных персонажах – Винни-Пухе и Сивке-Бурке – еще придется подождать. Права на киноадаптацию серии книг «Винни-Пух и его друзья» Бориса Заходера и подписанный контракт одной российской кинокомпании с наследниками Заходера – только начало процесса подготовки к созданию фильма. Говорят, лента будет представлять собой «игровое кино с анимированными элементами», а выпуск планируется на 2024/25 год. В основе «Сивки-Бурки» – известная история. Фильм – огромный проект с анимированным главным персонажем – конем. Сюжетная канва будет очень близка к оригинальной сказке. Релиз фильма запланирован только на начало 2026 года. Несомненно, экранизации выгодны не только кинобизнесу, но и издательствам, так как возникает новая волна интереса к первоисточникам – книгам.