Виталий Иванов в окружении звезд романтического фэнтези. Фото Тамары Антипиной
Наиболее заметной тенденцией 2022 года стало активнейшее развитие принципа print on demand. Если раньше неотъемлемой строкой в выходных данных было указание тиража, то сейчас она присутствует далеко не во всех изданиях – только крупные издательства продолжают так поступать… А крупных издательств все меньше и меньше. А точнее, на сегодня есть один титанический, довлеющий надо всем книжным миром редакционно-издательский концерн, буквально несколько издательств несколькими порядками поменьше и совсем уж мелочь… На этом фоне все больше издателей строят свою политику на том, что не планируют какой-то определенный тираж, а допечатывают книги по мере их продажи.
К торжеству системы print on demand книжный мир шел постепенно. Уже несколько лет в интернете существует издательская система, позволяющая любому автору самостоятельно сделать себе книгу буквально в три шага и запустить ее в продажу – получить на руки необходимый бумажный тираж и разместить текст на электронных площадках. Им успешно пользуются начинающие авторы, в основном поэты; десяток книжек на подарки друзьям и возможность дать ссылку на свой текст Сети – ничего больше не надо.
Однако именно в 2022 году система print on demand совершила принципиально новый виток развития. Ею стали пользоваться коммерческие авторы, например представители одного из самых востребованных направлений современной фантастики, «романтического фэнтези»; появилась прослойка консультантов, которые за определенный процент помогают авторам найти в этом мире свое место. К сожалению, многие авторы, которые раньше получали гарантированные тиражи и твердые гонорары, теперь вынуждены искать новые формы существования.
Причин тому несколько, если не сказать много. Во-первых, все возрастающая пропасть между концерном-титаном и основной массой издательств. Во-вторых, связанные с ковидными ограничениями сложности с рекламным продвижением книг и авторов – количество презентаций резко упало. В-третьих, падение уровня жизни – для все большего числа россиян книжная новинка становится предметом роскоши, проще перечитать классику или купить на развале уцененное издание прошлых лет. В-четвертых, связанное с санкциями уменьшение на российском рынке числа переводных новинок-бестселлеров, в успехе которых издатели были бы уверены. В-пятых, довольно скромные программы поддержки и пропаганды чтения и бумажной книги со стороны государства. Ну и, в-шестых, общее падение у молодежи интереса к чтению и бумажной книге…
На этом фоне принцип print on demand – чуть ли не единственное спасение. Как говорится, помоги себе сам. «Print on demand – это издательская платформа, позволяющая автору лично участвовать в процессе создания книги, – говорит консультант подобного издательства, ведущий серий «Русская мозаика» и «Романтическое фэнтези» Виталий Иванов. – Она позволяет добиться того, что тиражи книг соответствуют реальным продажам автора». Спасет ли print on demand российское книгоиздание, покажет время, но пока эта система помогает ему пережить сложные времена.