У премии «Большая книга» сменился директор. У некоторых других участников литпроцесса перемены более глобальные. Фото агентства «Москва»
12 с лишним лет назад в первоапрельском выпуске «НГ-EL» была опубликована статья о том, что Волошинский фестиваль (официально – Международный литературный фестиваль им. М.А. Волошина в составе Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь») сменил традиционную локацию, переехав с берегов Черного моря, из крымского Коктебеля, на берега моря Белого. Кто бы мог подумать, что в уходящем году этот шутливый прогноз, казавшийся абсурдным (для завсегдатаев фестиваля Максимилиан Волошин и Коктебель немыслимы один без другого), отчасти станет былью.
На столь далекий Север Волошинский пока не забрался, но место встречи изменил на Татарстан: Казань и Елабугу. Сложно вспомнить с ходу, насколько значимую роль сыграли (если сыграли) эти два города в жизни Волошина, который между Киевом (где родился) и Коктебелем (где умер) жил в Таганроге, Севастополе, Москве и много путешествовал по Европе. Но, как заявляют организаторы симпозиума, «географическое пространство «Волошинского сентября» все время расширяется благодаря нашим друзьям и партнерам в других регионах России». И именно в Елабуге покончила с собой Марина Цветаева: в 2022 году симпозиум посвящен ее 130-летию и 145-летию Волошина.
Хотя это всего лишь переезд – например, премия «Национальный бестселлер» («Нацбест») претерпела более кардинальные изменения, приостановив работу. В этом сезоне премия, обнародовав лонг-лист и список финалистов, решила не объявлять лауреата и не проводить церемонию вручения. Вот фрагмент письма ответственного секретаря «Нацбеста» Владислава Толстова: «После 24 февраля часть членов жюри долго приходила в себя, потом мы лишились популярных социальных сетей, а вместе с ними – многих обсуждений, потом происходило еще много чего. И то, что победителя в итоге оргкомитет решил не объявлять, – логичное продолжение этой истории и логичное решение – не искать лучших и не оценивать. «Нацбест» выполнил свою главную задачу: в конкурс пришли книги, которым номинаторы хотели дать шанс быть узнанными, отмеченными. Члены жюри читали, изучали, составляли свои суждения о прочитанном. Писатели получили то, о чем мечтает каждый автор, – реакцию заинтересованного, умного, компетентного и в большинстве случаев доброжелательного читателя. Нынешний сезон «Нацбеста» завершен, как сложится дальше, не знает никто».
Произошли изменения и в работе других литнаград. Так, премия «Московский счет», которая ежегодно присуждается за лучшие поэтические книги московских издательств, лишилась «отца-основателя». Поэт, публицист, общественный деятель Евгений Бунимович, по чьей инициативе премия вручается с 2003 года, вышел из оргкомитета. Национальная литературная премия «Большая книга» впервые сменила директора: место объявившего об уходе Георгия Урушадзе заняла Татьяна Восковская.
К чему приведут эти перемены – покажет время, а пока еще раз процитируем Толстова: «Но с надеждой и верой в будущее – до новых встреч».