По случаю Дня Победы прошел поэтический онлайн-марафон: в течение более четырех часов звучали стихи о войне. Скриншот трансляции
Как и для других сфер жизни, глобальным событием года для литераторов стал переход мероприятий в формат онлайн. Без сомнения, в целом это оказало серьезное влияние на психологию и творчество – как отдельных людей, так и сообществ в целом. Что можно сказать точно – переход вызвал у людей диаметрально разные реакции в соответствии с разными психотипами.
Для одних лишение живого общения стало испытанием, другие, наоборот, почувствовали, что, освободившись от бешеного ритма жизни с бессмысленной растратой энергии, могут больше времени отдать творчеству. Результатом, без шуток, стал настоящий бум литературного творчества во всех жанрах, явившийся отражением и осмыслением проблем, связанных с пандемией, коронавирусом, самоизоляцией. Леонид Юзефович отметил, что нас как бы поставили на паузу, и мы по-разному ее используем.
Достаточно глянуть рубрику «События» в «НГ-EL», и станет ясен масштаб «катастрофы». Литераторы проводят чтения в домашних халатах. Писатели участвуют в акции «Корона Декамерона»: надевают корону рассказчика и общаются с читателями онлайн. В Чеховской библиотеке в режиме онлайн обсуждают, кто напишет роман о коронавирусе (а пока обсуждали, Инга Кузнецова и Олег Зоберн их уже написали). Всероссийская акция «Библионочь» в онлайн-формате посвящена Победе в Великой Отечественной войне: люди записывают видеоролики с рассказами о героях-фронтовиках. Традиционный смотр московских литературных площадок в онлайн-режиме прошел на ура: удалось собрать гораздо больше участников. Да и в целом онлайн-режим помог преодолеть «трудности географии»: теперь не проблема, если кто-то в Париже, а кто-то в Нижнехламске (разве связь чуть похуже). Прошла дистанционная дискуссия «Есть ли жизнь после офлайна?», в которой приняли участие руководители более 10 ведущих литературных порталов. Литературный клуб «Личный взгляд» одним из первых перешел в онлайн и провел серию вечеров, результатом чего стал сборник «Хроники и-zoom-ленного времени (поэзия эпохи самоизоляции)». И так далее, и так далее, устанешь перечислять.
Чего только не делали литераторы в онлайн-формате: и читали, и дискутировали, и учили писательскому мастерству. С писателями, как с Пушкиным, происходили невероятные карантинные истории, ставшие основой для их рассказов. Как известно, в момент послабления карантина, когда разрешили проводить вечера, слоганом культурных площадок стало «Больше 50 не собираться»: тогда пошел в ход смешанный онлайн-офлайн-формат и выделился отряд кураторов-смельчаков (имена их известны), которые пошли на риски и организационные проблемы, связанные с проведением таких вечеров. Ныне онлайн-формат уже никого не удивляет, он вошел в норму и стал частью литературной жизни. И, думается, все-таки он играет позитивную роль. Конечно, не во всем, но во многом.
комментарии(0)