К сожалению, некоторые литературные «толстяки» давно не выходят в печать. Иллюстрация с сайта orenlib.ru
Ни для кого не секрет, что в связи с развитием цифровых технологий читатель все меньше внимания уделяет бумажным изданиям, предпочитая интернет-ресурсы. Это связано в том числе с удобством доступа к информации в глобальной сети. Толстые литературные журналы, так называемые толстяки – несмотря на то что их создатели, разрывая рубахи на груди, продолжают отстаивать интеллектуальные позиции и авторитеты своих изданий (и во многом они, безусловно, правы!), – неуклонно теряют свои позиции.
Уже давно не выходит из печати журнал «Октябрь». Как сказано в Википедии, «с января 2019 года выпуск журнала приостановлен». Причины, как можно понять, экономические. В одном из интервью главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова сказала так: «Толстые журналы живут по определенной схеме – на подписку. Система подписки в стране, мягко скажем, устарела. Подписчик не защищен от уловок мелких агентств и часто, отдав деньги, ничего не получает. Читатель предоставлен сам себе и воле посредника, и мы зависим от посредников – проверить исполнение договора практически невозможно. Финансовые поступления от этого нерегулярны. Толстые журналы «подрабатывают» на грантах. Средства дополнительные тоже очень незначительные, вот их мы тонким слоем и намазываем на скудный журнальный бутерброд…»
К сожалению, в этом году аудитория попрощалась с журналом поэзии «Арион», выходившим ежеквартально с 1994 года. Четверть века неизменным редактором издания был поэт, критик Алексей Алехин. В 1990-е и в начале 2000-х «Арион» встал в один ряд со знаменитыми российскими «толстяками» вроде «Знамени» и «Юности». Для кого-то он стал навигатором в мире поэзии. Как сказал главный редактор журнала «Новый мир», преподаватель Литературного института им. А.М. Горького Андрей Василевский, «негосударственный, буквально созданный с нуля журнал стал одним из литературных брендов и неотъемлемой частью поэтического пейзажа». Правда, причины закрытия «Ариона» – не только экономические и технологические. Мнения поэтов, критиков и литературоведов здесь разошлись. Некоторые, например, считают, что закрытие связано с «усталостью проекта». Приостановлен также литературно-художественный журнал «Homo Legens», публиковавший современную поэзию, прозу, критику, выходивший с 2012 года.
На этом фоне не в пример лучше себя чувствуют литературные издания, имеющие бумажные версии, но по большей части существующие в интернете. Это мы, книжное приложение «НГ-EL» (тьфу-тьфу!), «Литературная газета» и «Литературная Россия». С успехом существуют и пользуются популярностью чисто сетевые издания (многие из которых еще очень молодые): сетевой проект о книгах и чтении «Горький», сайт «Год литературы», интернет-журнал «Лиterraтура», литературный портал Textura, сайт проекта «Культурная инициатива», сайт Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и др.
комментарии(0)