ДВЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ газеты, "Советская Россия" и "Завтра", посвятили специальный выпуск - "Роман в газете" - публикации нового романа Александра Проханова "Господин "Гексоген". 48 газетных полос текста тиражом в 100 тысяч экземпляров разбавлены неприхотливой графикой художника Геннадия Животова, а сам роман уже объявлен "бестселлером".
Другой роман Проханова - "Идущие в ночи" - в этом году фигурировал в коротком списке премии "Национальный бестселлер", но национальным бестселлером признан не был. Проблема в терминологии: если слово "национальный" трактовать общо, то шансов у Проханова, конечно же, не было. Если же иметь в виду "патриотическую" составляющую, то, напротив, Проханов был бы вне конкуренции, поскольку он только тем и занимается, что утверждает эту самую "патриотическую идею".
Коротко - о содержании романа для тех, кто его никогда не прочтет.
Генерал разведки в отставке Виктор Белосельцев призывается своими бывшими коллегами по КГБ поучаствовать в государственном заговоре под кодовым названием "Проект Суахили", с тем чтобы свергнуть прогнивший режим Ельцина (в романе - Истукан) и возвести на престол Путина (Избранника). Белосельцев окунается в большую политику, знакомится со Степашиным (Премьер), олигархами Гусинским (Астрос) и Березовским (Зарецкий), Татьяной Дьяченко (Дочь) и прочими участниками кремлевских игрищ. Но Белосельцев быстро смекает, что благие намерения заговорщиков мостят ему дорогу в ад. Сюжет перемежается душевными мучениями героя, его метаниями по российским монастырям, городам и селам, ну и, разумеется, романтической любовью. Выясняется, что, во-первых, заговорщики КГБ тоже готовы продать несчастную родину империалистам, то есть по сути они - часть мирового сионистского заговора. Во-вторых, им противостоит еще один заговор - работников ГРУ, - цель которого поблагороднее (все во имя русского человека), но средства - те же. Понятно, что те и другие ведут борьбу за тело и душу Избранника: одни взрывают в Москве жилые дома, другие - самолет, в котором летят те, кто взрывал... В финале генерал окунается в студеную крещенскую иордань, "нагим и босым, верящим и кающимся..."
Итак - мораль, простая, как мычанье: несчастья доверчивого русского народа происходят от бесконечных и кровавых инородных заговоров. "Так пчелиный рой, повиснув на древесной ветке, оклеивает матку гроздьями шевелящихся глянцевитых сгустков, запечатывает в свою живую пульсирующую глубину, пока не подкрадется умелый пасечник, ловким движением не смахнет рой в холщовый мешок". Но где же скрывается этот спасительный "умелый пасечник"? Проханов ответа не дает. Ну какой даже из купанного в иордани Белосельцева пасечник, когда героя самого, как бессмысленную щепку, носит в мутном потоке жизни? Совсем не "пасечник" и безумный пророк Николай Николаевич. Впрочем, как и любой другой из кукольных прохановских персонажей, призванных изображать русский народ. И не только народ, но и саму так называемую российскую элиту.
Все персонажи Проханова мертвы и мертвы, что называется, нарочито, изначально (как мертвы бабочки из его знаменитой коллекции или коллекции его героя Белосельцева). "Господин Гексоген" - это еще один, но сильно раздутый политический фельетон, на которые он так горазд в передовицах своей газеты. Но если газетный фельетон Проханова часто являет собой вполне убедительное пресловутое соответствие формы содержанию, то роман, написанный - весь без изъятий - в этой форме, разваливается на глазах. Скучно читать из страницы в страницу фельетонные пассажи, перемежаемые псевдолирическими сценами из "народной" жизни. "Господин "Гексоген" - барочен, немыслимо перегружен деталями, каждая из которых, возможно, и передала бы талант сочинителя большого жанра, но все вместе - как раз наоборот. Каждая бабочка - хороша сама по себе, но каждая мертва и целого с другими не составляет. Сюда же, к барочной эстетике, отнесем и диалоги "гексогеновых" персонажей. Ходульность их лишь сперва кажется невыносимой, а потом их просто пролетаешь взглядом, как точно каменные завитушки на колоннах барочных дворцов.
Из того, что можно было бы уместить в сотне строк фельетона, Проханов строит колоссальную храмину. Строит с расчетом. Накалывает бабочек на картон. Потому что слишком хорошо знает своего читателя. Уж тот-то насладится каждым словом, каждым завитком. Ибо слаще всего читать про заговоры, махать знаменами и смазывать дегтем сапоги. И при этом не чуять вони из собственных отхожих мест и не видеть загаженных собственными, а вовсе не сионистскими руками, лесов, полей и рек. Столетиями пьянствовать, лениться и воровать. И валить все на жидов и "черножопых". Сладка посконная фронда.
"Господин "Гексоген" был окончен 30 июня этого года. Нет никаких сомнений в том, что следующий роман Александра Проханова будет посвящен последним мировым событиям. Уж тут-то заговор так заговор! Вселенского масштаба. Есть где развернуться.