0
1615
Газета Exlibris Интернет-версия

11.10.2001 00:00:00

Сермяжное барокко

Тэги: проханов, роман, литература


ДВЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ газеты, "Советская Россия" и "Завтра", посвятили специальный выпуск - "Роман в газете" - публикации нового романа Александра Проханова "Господин "Гексоген". 48 газетных полос текста тиражом в 100 тысяч экземпляров разбавлены неприхотливой графикой художника Геннадия Животова, а сам роман уже объявлен "бестселлером".

Другой роман Проханова - "Идущие в ночи" - в этом году фигурировал в коротком списке премии "Национальный бестселлер", но национальным бестселлером признан не был. Проблема в терминологии: если слово "национальный" трактовать общо, то шансов у Проханова, конечно же, не было. Если же иметь в виду "патриотическую" составляющую, то, напротив, Проханов был бы вне конкуренции, поскольку он только тем и занимается, что утверждает эту самую "патриотическую идею".

Коротко - о содержании романа для тех, кто его никогда не прочтет.

Генерал разведки в отставке Виктор Белосельцев призывается своими бывшими коллегами по КГБ поучаствовать в государственном заговоре под кодовым названием "Проект Суахили", с тем чтобы свергнуть прогнивший режим Ельцина (в романе - Истукан) и возвести на престол Путина (Избранника). Белосельцев окунается в большую политику, знакомится со Степашиным (Премьер), олигархами Гусинским (Астрос) и Березовским (Зарецкий), Татьяной Дьяченко (Дочь) и прочими участниками кремлевских игрищ. Но Белосельцев быстро смекает, что благие намерения заговорщиков мостят ему дорогу в ад. Сюжет перемежается душевными мучениями героя, его метаниями по российским монастырям, городам и селам, ну и, разумеется, романтической любовью. Выясняется, что, во-первых, заговорщики КГБ тоже готовы продать несчастную родину империалистам, то есть по сути они - часть мирового сионистского заговора. Во-вторых, им противостоит еще один заговор - работников ГРУ, - цель которого поблагороднее (все во имя русского человека), но средства - те же. Понятно, что те и другие ведут борьбу за тело и душу Избранника: одни взрывают в Москве жилые дома, другие - самолет, в котором летят те, кто взрывал... В финале генерал окунается в студеную крещенскую иордань, "нагим и босым, верящим и кающимся..."

Итак - мораль, простая, как мычанье: несчастья доверчивого русского народа происходят от бесконечных и кровавых инородных заговоров. "Так пчелиный рой, повиснув на древесной ветке, оклеивает матку гроздьями шевелящихся глянцевитых сгустков, запечатывает в свою живую пульсирующую глубину, пока не подкрадется умелый пасечник, ловким движением не смахнет рой в холщовый мешок". Но где же скрывается этот спасительный "умелый пасечник"? Проханов ответа не дает. Ну какой даже из купанного в иордани Белосельцева пасечник, когда героя самого, как бессмысленную щепку, носит в мутном потоке жизни? Совсем не "пасечник" и безумный пророк Николай Николаевич. Впрочем, как и любой другой из кукольных прохановских персонажей, призванных изображать русский народ. И не только народ, но и саму так называемую российскую элиту.

Все персонажи Проханова мертвы и мертвы, что называется, нарочито, изначально (как мертвы бабочки из его знаменитой коллекции или коллекции его героя Белосельцева). "Господин Гексоген" - это еще один, но сильно раздутый политический фельетон, на которые он так горазд в передовицах своей газеты. Но если газетный фельетон Проханова часто являет собой вполне убедительное пресловутое соответствие формы содержанию, то роман, написанный - весь без изъятий - в этой форме, разваливается на глазах. Скучно читать из страницы в страницу фельетонные пассажи, перемежаемые псевдолирическими сценами из "народной" жизни. "Господин "Гексоген" - барочен, немыслимо перегружен деталями, каждая из которых, возможно, и передала бы талант сочинителя большого жанра, но все вместе - как раз наоборот. Каждая бабочка - хороша сама по себе, но каждая мертва и целого с другими не составляет. Сюда же, к барочной эстетике, отнесем и диалоги "гексогеновых" персонажей. Ходульность их лишь сперва кажется невыносимой, а потом их просто пролетаешь взглядом, как точно каменные завитушки на колоннах барочных дворцов.

Из того, что можно было бы уместить в сотне строк фельетона, Проханов строит колоссальную храмину. Строит с расчетом. Накалывает бабочек на картон. Потому что слишком хорошо знает своего читателя. Уж тот-то насладится каждым словом, каждым завитком. Ибо слаще всего читать про заговоры, махать знаменами и смазывать дегтем сапоги. И при этом не чуять вони из собственных отхожих мест и не видеть загаженных собственными, а вовсе не сионистскими руками, лесов, полей и рек. Столетиями пьянствовать, лениться и воровать. И валить все на жидов и "черножопых". Сладка посконная фронда.

"Господин "Гексоген" был окончен 30 июня этого года. Нет никаких сомнений в том, что следующий роман Александра Проханова будет посвящен последним мировым событиям. Уж тут-то заговор так заговор! Вселенского масштаба. Есть где развернуться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
564
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2286
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1136

Другие новости