Джеффри Бартон Расселл. Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства. - СПб.: Евразия, 2001, 408 с.
Дьявол - олицетворение зла, и как бы мы ни толковали сущность зла, пристально вглядываться в него, пытаясь вникнуть в его логику, - дело опасное. Есть риск уподобиться психиатру, который в процессе терапии постепенно вживается в бред пациента и сам сходит с ума. Тут требуется особая осторожность и исключительная трезвость.
Нельзя не признать, что в своем знаменитом цикле исследований "Дьявол" - "Сатана" - "Люцифер" - "Мефистофель" английский историк Джеффри Бартон Расселл с избытком продемонстрировал именно это качества. Здесь легкое занудство университетского историка сослужило ему хорошую службу. Замысел Расселла прост и нагляден. Приблизиться к пониманию зла, говорит он, можно через исследование эволюции человеческих представлений о нем, причем представлений, разделяемых многими и включающих в себя как понятийный, так и образный компоненты (Расселл называет их концептами). Так мы достигаем надлежащего отстранения (ведь речь идет не о самом дьяволе, а о концепте) и получаем возможность заниматься научным исследованием, а не проповедью. Пожалуй, лучшего способа вовлечь современного секуляризованного читателя в серьезный разговор о религиозных предметах не найти.
Остается только удивляться тому, что, выпуская куда более кустарные опыты на ту же тему (например, "Сад демонов" Александра Махова), издатели гуманитарной литературы до сих пор обходили исследования Расселла стороной. "Дьявол" - первая книга цикла, но масштабность и эффектность авторского замысла можно оценить уже по ней. Всем ли религиям присуща вера в существование дьявола? Какую роль в формировании этого концепта сыграли различные мировые религии? Откуда взялось представление о восстании Люцифера, если прямого рассказа об этом событии нет в Библии? Почему дьявол - рогатый? Почему его эмблематические цвета - красный и черный? Отчего у дьявола столько разных имен, откуда они произошли и что означают? Кто такие бесы и в чем их отличие от собственно дьявола? На эти и десятки других вопросов даются тщательно выверенные ответы. Расселл провел поистине титаническую работу по отбору текстового и изобразительного материала (его авторская компоновка бережно сохранена русскими издателями), так что книга при небольшом объеме вмещает в себя все наиболее важное. Замечательно, что при такой плотности изложения книга читается без всякого напряжения (должно быть, сказался многолетний педагогический опыт автора). Словом, "Евразия" выпустила стопроцентный интеллектуальный бестселлер.
Конечно, особым глубокомыслием расселловский цикл не блещет. Но ведь нас с самого начала предупредили, что перед нами книга не по философии или богословию, а по истории концептов, так что требовать от нее каких-то прозрений было бы глупо. Тщательно собранные, расклассифицированные и изложенные в хронологическом порядке факты образуют только материал, осмысление которого предоставляется читателю. На первый взгляд кажется, что, сообщая массу историко-культурной информации, автор не дает никаких ориентиров для ее оценки. Однако раскрывающееся перед нами невиданное разнообразие оттенков в осмыслении зла при единстве традиции подталкивает к очень важному выводу. Образы зла в сознании так же многочисленны, как и формы его проявления в действительности. Но чтобы быть распознанным в реальной жизни, зло обязательно должно иметь лицо, должно быть персонифицированным. Превращаясь в абстрактную идею, оно становится незаметным, и мы перестает быть чувствительными к нему. Пренебрежение демонологией так же опасно, как и чрезмерное увлечение ею. Упомянуть дьявола вовсе не обязательно означает призывать его. Ведь дьявол любит прятаться, и порою важно назвать его по имени, чтобы уличить...