Раньше по итогам ярмарки награждали "без шума и пыли". Теперь - пожалуйста: Большой театр, артисты балета, люди из "ящика" (Парфенов и Вербицкая), литературные генералы Вознесенский и Ерофеев, Сергей Михалков и Андрей Битов. Ну и министр культуры Михаил Швыдкой. Не хватало президента РФ, но он откликнулся, как всегда, весточкой, пожелав нам "побольше добрых и интересных книг".
В общем, не премия получилась, а "книжный Оскар", как тут же окрестили затею журналисты.
И, надо сказать, затея удалась. Новоявленный конкурс действительно стал "книжным Оскаром", заняв пустое среднее место в сфере литературного обслуживания массовых прогосударственных интересов.
Судите сами.
Книгой года были названы мемуары Геннадия Рождественского "Треугольники" (издательство "Слово") - огромная, помпезная и, честно говоря, довольно бестолково сделанная книга-альбом с фотками плюс шесть компакт-дисков с чехардой из разностильных записей, слушать которые в последовательном порядке никакой нормальный человек не будет. Зато - отличный подарок плюс прилюдное поощрение дирижера на оставленной им совсем недавно сцене.
В номинации "Бестселлер" первым был признан Б.Акунин, что полностью совпадало с реальной картиной народной любви - ибо никакая Маринина, даже сто крат превосходя Акунина по тиражам, не способна навеять народу тот сон золотой, который предлагает вдумчивый бытописатель неясного российского прошлого нашему потребителю. Правда, вышла путаница теперь с этими бестселлерами - так что напоминаем: "Национальный бестселлер" - это питерская премия, продвинувшая в этом году на рынок Юзефовича. А тутошний "Бестселлер" - всего лишь номинация, в которой успех Акунина в очередной раз был подтвержден.
А вот за Татьяну Толстую мы по-настоящему рады. Это она в обход разложившихся толстых журналов издала замечательный роман "Кысь". Он стал ярчайшим событием за отчетный период. И эту книгу - как всякое ярчайшее событие - литературная тусовка с перепугу так и не отметила. А вот государство в лице ММКЯ писательницу за книгу отблагодарило, назначив главной по прозе в 2001-м. Черт его знает - может, оттого, что речь в книге идет о весьма неясном будущем? Но это так - в пику Акунину, наверное.
Теперь - "Дебют". С "Дебютом" - совсем швах. Его отдали не мальчику, но мужу и журналисту Дмитрию Быкову: хотя какой он Д.Б.-ютант? А вот с расчетом как раз все в порядке. Наградить журналиста из сферы государственного обслуживания, да еще в Большом театре, да за роман, где речь идет об утопических пространствах неясного прошлого - значит еще немножечко повысить статус премии. Ясно, что издательству "Амфора" с его серией "Поколение Y" ничего при таком раскладе не светило. У питерских ведь - злоба дня, настоящая актуальная проза настоящих дебютантов. А тут - мыльные пузыри какие-то: бессмысленно, но безопасно. Правда, сам Быков на сцене так и не появился. Даже на воздушном шаре.
"Поэзия". Тут не швах - а скверный анекдот: премию вручили издательству "Время" за серию "Поэтическая библиотека", где были опубликованы собрания сочинений Евтушенко, Вознесенского и Кибирова: то есть поэтов удобных, всем понятных, неострых и, увы, неактуальных. А поэтическую серию "НЛО", которая худо-бедно пытается нащупать новые тенденции в современной актуальной русской поэзии, естественно, "прокатили": по тем же причинам.
В номинации по детской книге отметили серию "Что есть что" в исполнении издательства "Слово" - так что "Слово" прозвучало на церемонии дважды. Серия и издательство чудо как хороши, энциклопедии наконец-то написаны нашими авторами, но сколько же можно твердить, что государству в "детских интересах" сейчас нужны не только замечательные энциклопедии, которых и так немало, а новые чуковские и носовы, которых - безвестные единицы. Нет ответа!
В номинации "Humanitas" был награжден, вестимо, Александр Солженицын за книгу "Двести лет вместе". Здесь понятно: имя, больная тема и, разумеется, текущий политический момент - вспомним знаменитый визит президента к нобелевскому лауреату. В общем, еще одно абсолютно беспроигрышное (и безопасное) решение.
"Учебником ХХI века" назначили учебно-методический комплект издательства "Вентана-Граф" "Начальная школа ХХI века" (название правильно выбрали, товарищи!). "Лучшее научно-техническое издание" - "Энциклопедия низкотемпературной плазмы" в 4-х томах, автор - В.Фортова (вот это действительно радует: сцена Большого вряд ли когда-нибудь видела научные издания вообще, есть надежда - что увидит и впредь). Диплом издательства и типографии в номинации "АРТ-2001" достался альбому "Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль" Ю.Демидченко (издатели - питерская "Аврора" и калининградский издательско-полиграфический комплекс "Янтарный сказ"). Наконец, в номинации "Отпечатано в России" стал победителем альбом "Эрмитаж" (ИПХ "Иван Федоров").
Была на сей раз обещана премия за достижения в области электронных книг "Идущий с книгой". Придумал ее Валентин Власов из компании "Электронная книга", была даже сделана специальная статуэтка. Сначала планировалось вручить ее на ярмарке - в пяти номинациях, потом - в рамках общего конкурса (причем, что интересно, эта самая статуэтка и стала "книжным Оскаром"). И тут оказалось, что "Идущего с книгой" отменили! Почему, кто - бог весть! Говорят, по указанию "сверху". В общем, их дела.
А премия вышла в результате "серединка на половинку": между заскорузлой государственной и маргинальными частными. Она оказалась удобной всем: и тем, кто дает, и тем, кто получает. Ведь почти все авторы из лауреатов - из сферы литературного обслуживания. Вот только сервис у них - ненавязчивый: но ведь это как раз то, что сейчас от официальной литературы и требуется. А что до скандалов и открытий, какими жив литературный процесс, то кто вам сказал, что на "Оскаре" они вообще предусмотрены? Речь-то - о добром, об интересном.
А вы что подумали?