0
1233
Газета Exlibris Интернет-версия

13.09.2001 00:00:00

Нашумевшие норвежцы

Тэги: фробениус, лу, авторы, норвежцы, хит


- Николай, повлияла ли на замысел вашего романа "Застенчивый порнограф" сказка Андерсена "Снежная королева"?

- В книге в самом деле есть элементы сказки, и видения, и вообще там много что есть. На замысел романа меня натолкнула газетная статья об одном молодом пакистанце, который прилетел в Норвегию из своей закрытой мусульманской культуры. Оглядевшись в аэропорту Осло, он счел, что попал в огромный бордель.

- Эрленд, похожи ли ваши фильмы на вашу книгу? На что они больше похожи - на фильмы фон Триера или на Гринуэя?

- Мы с Николаем не только оба занимаемся кино, но и делаем это совместно. Мы создали совместное агентство, у нас общий офис. Правда, в отличие от Николая, который написал много сценариев, я написал всего один. Он похож на мою книгу в том, что, когда люди его смотрят, они смеются, хотя речь идет о серьезных и даже грустных вещах. На мой взгляд, истории, из которых можно сделать книгу, и истории, из которых можно сделать фильм, - это разные истории.

А выбрать между фон Триером и Гринуэем мне сложно, потому что я не в восторге ни от того, ни от другого. Визуальная сторона Гринуэя совершенно потрясающая. Но, когда смотришь его фильмы долго, кадры наслаиваются и появляется ощущение, что слишком мало всего остального, - того, что кроме картинки. Из его фильмов мне больше всего нравится "Отсчет утопленников". А что касается фон Триера, то и "Рассекая волны", и "Танцующая в темноте", на мой взгляд, слишком нацелены на то, чтобы получить эмоциональную реакцию. Я смотрел, рядом со мной люди переживали, а меня фильм оставлял спокойным. Мне нравится другое - "Идиоты" и телесериал Триера про больницу в Копенгагене - не знаю, показывали ли его у вас. Но если выбирать только между Триером и Гринуэем, то мне все-таки ближе Триер.

- Эрленд, не кажется ли вам, что в современной литературе не хватает оптимизма? Хорошо кончаются только детективы и бульварные романы. А хорошая литература всегда почему-то грустная.

- Не могу сказать, чтобы я смотрел на развитие человечества хоть с каким-то оптимизмом. Но в каждом человеке можно найти много положительного. Сумма того положительного, что есть в человеке, будет больше того, что мы видим. Во всяком случае, я не сторонник того, чтобы приделывать к книге хороший конец, когда ты сам в него не веришь.

Николай Фробениус: - Я считаю, что все мои книги должны иметь обязательный хеппи-энд, пускай он кому-то и покажется натянутым. Впрочем, если вы много лет были лакеем у маркиза де Сада, - любой конец этого покажется вам хорошим. Но, если вспомнить о влиянии Андерсена в "Застенчивом порнографе", я там сознательно заставил идти действие так, чтобы конец получился все-таки хорошим.

8 сентября Фробениус и Лу подписывали свои книги на стенде издательства "Азбука". После этого с ними поговорил наш корреспондент.

- До недавнего времени в России мало переводили норвежскую литературу. Теперь перевели сразу двух молодых авторов - и по их романам можно предположить, что в Норвегии с литературой очень здорово. Что сейчас происходит в вашей литературе, если можно сказать об этом кратко?

Н.Ф.: - На такой вопрос сложно ответить кратко. Так что придется прибегнуть к очень большому числу обобщений. Если говорить о каждом периоде одной фразой, литература будет выглядеть маленькой, а норвежская литература достаточно велика и сложна. Но если все-таки предельно упростить, то в 70-е годы в Норвегии литература занималась темами в основном политического характера. Ведущее направление этого времени можно - повторяю, с огромным количеством оговорок - назвать социальным реализмом. В 80-е годы литература занялась эстетством, усилилась работа с языковыми тонкостями, даже копание в них. 90-е годы стали для нашей литературы очень бурным, живым периодом. Она стала многообразной, в ней установился плюрализм, появилось много новых, молодых голосов. Писали с совершенно разных точек зрения. И публика была настроена очень открыто. Мне очень интересно, что мы приехали вместе с Эрлендом: вдвоем мы представляем два варианта современной молодой литературы, два разных типа письма.

- Какие основные способы вашего общения с читателями помимо книг? Публичные выступления, общение по электронной почте, какие-нибудь еще? Испытываете ли вы потребность в таком общении?

Э.Л.: - Для меня общение с читателями очень важно, я это воспринимаю как своего рода привилегию. В Норвегии существует объединение писателей, или союз, который занимается организацией встреч писателей и читателей, и таких встреч бывает довольно много. Они проходят в школах, в университетах, в кафе и так далее.

- Эрленд, на вечере в "ОГИ" вы назвали своими любимыми писателями Кнута Гамсуна и Ричарда Бротигана. Любить Гамсуна для норвежца, вероятно, естественно (на вечере Лу оговорил, что изобразительный талант Гамсуна глубже и значительнее его политических заблуждений), но вот о Бротигане надо бы поговорить подробнее. Это был писатель круга битников (его роман "Ловля форели в Америке" и биографическую справку см. в журнале "Урал" # 6 за этот год). Не кажется ли вам, что сейчас происходит новое возвращение интереса к 60-м годам, - при том, что социальная проблематика сейчас уже другая?

Н.Ф.: - В начале 60-х было много литературной игры. Сейчас это продолжает сохранять интерес. В современной литературе, может быть, аналогичные игры тоже есть┘

- Я имел в виду скорее тип открытости миру┘

Э.Л.: - Очень сложно говорить на эти темы. Ну да, литература сейчас более открыта, и это больше похоже у нас на шестидесятые, чем на политизированные семидесятые. А в Бротигане мне интересно то, что он вроде бы смешит читателя, но его книги производят тяжелое впечатление. Меня привлекает, что он не признавал никаких правил: когда его читаешь, теряешь представление о том, что в литературе позволено и что не позволено. И когда я его читаю, я тоже начинаю чувствовать, что человек не должен себя ограничивать в литературе. Можно все.

- Вы оба пишете киносценарии. Каким образом кино влияет на вашу прозу?

Н.Ф.: - Написание романа и киносценария - два совершенно разных занятия. Чтобы написать роман, нужно найти тон, способ письма. А в киносценарии главное - найти драматургическую линию, сюжет, действие. Возможно, я многому научился в прозе, работая над сценариями, и переношу какие-то методы в свои романы. Однако драматургическая составляющая романа для меня - важная, но не центральная. Если сценарий написан литературно очень хорошо, может быть, это даже минус.

Э.Л.: - Я согласен с тем, что сказал Николай, но хочу добавить, что в наши дни сосуществует много способов общения: кино, книги, Интернет┘ И все друг у друга берут какие-то элементы.

- Вы существуете за счет литературного труда или у вас есть какая-то постоянная работа, не связанная с литературой?

Э.Л.: - Я живу за счет литературы и фильмов.

Н.Ф.: - Я тоже. Работа над сценариями мне очень интересна, но это еще и довольно прибыльное дело.

- Что значит для каждого из вас быть норвежцем, скандинавом, европейцем? Как это сказывается в вашей прозе?

Э.Л.: - Не знаю, насколько все эти культурные самоопределения на меня влияют. Ну да, за плечами как бы рюкзак с культурой - норвежской, скандинавской и так далее┘ Но, строго говоря, я пишу не об этом. Скорее, уж читатель может это заметить в тексте - например, то, что я принадлежу к современной западной культуре, что я вырос в спокойном и защищенном обществе. Но сам я не могу об этом судить.

Н.Ф.: - Автор, конечно, переносит в произведения свой взгляд на мир, но для меня тоже не нужно как-то специально показывать в текстах, что я норвежец. Хотя бы потому, что Норвегия во многом похожа на другие европейские страны.

Переводчик Ольга Страуме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
625
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2349
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1558
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1188

Другие новости