Главная святыня ислама способна стать эпицентром заражения, если допустить паломников со всего мира. Фото Reuters
В Королевстве Саудовская Аравия (КСА) остановили работы по благоустройству Великой мечети, где находится Кааба, – в связи с пандемией коронавируса. Эти работы проводят в КСА каждый год накануне приема паломников на хадж. По причине распространения COVID-19 все мечети Мекки и Медины сейчас закрыты на карантин. Транспортное сообщение со священными городами ислама для иностранцев закрыто еще с конца февраля.
В Министерстве национальностей Дагестана считают, что из-за COVID-19 хадж в этом году вообще может не состояться. «Квота Дагестана в 10 тыс. человек реализована лишь на треть – спрос на туры снизился. В Кабардино-Балкарии и Северной Осетии остановлен процесс по сбору паломников», – заявил начальник управления по делам религии дагестанского Миннаца Расул Гаджиев. СМИ сообщают, что правительство России отправило письмо в посольство КСА с просьбой оказать помощь в возврате паломникам денег за путевки в случае отмены хаджа. Месяц Зуль-Хиджа, когда по мусульманскому лунному календарю можно совершить главное для правоверных паломничество, начинается 22 июля.
Хадж – самое массовое скопление людей на планете, напомнил «НГР» директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев. «Из-за коронавируса все действия хадж-миссий по всему миру приостановлены. Это пока временное явление. Если же распространение коронавируса будет продолжаться в той же динамике, что и сейчас, то вполне может пойти речь об отмене хаджа в этом году. Власти КСА заботятся не только о безопасности своих граждан, но и о паломниках. На эпидемии хадж приходился и в прошлые годы, но пандемия такого масштаба и такой опасности наблюдается впервые. Ничего экстраординарного в возможной отмене хаджа не будет. Еще во времена пророка Мухаммеда и четырех праведных халифов въезд в Мекку для паломников закрывался по причине эпидемий чумы и других смертельных заболеваний. Тогда вымирали целые города, у входа в закрытые мечети стояла вооруженная стража».
Накануне пандемии в России увеличили число паломнических квот на хадж, напомнил Гереев. «При этом стоимость путевок на хадж из России выросла, – добавил эксперт. – В СМИ сообщали, что из-за роста цен на путевки в паломнические группы не набиралось достаточного числа людей, из-за чего отправка людей в священные города из России оказалась под вопросом. Такие факторы не определяют, будет хадж или нет. Путевка в хадж, скажем, из Дагестана стоит от 100 тыс. руб. и выше. У кого нет денег, тому помогают мусульманские благотворительные фонды, организаторы хадж-туров регулярно проводят скидочные акции. Многие ездят в хадж своим ходом. Долететь дикарем из Москвы до Стамбула или Шарджи, чтобы оттуда чартером уже лететь в КСА, – это вопрос не денег, а времени и желания».
В каждый хадж мусульмане со всего мира привозят в КСА какие-то болезни, сказал «НГР» чеченский политолог Ислам Сайдаев. «После хаджа паломники рискуют привезти эти болезни в свои страны. Когда я был на хадже в 2002 году, свирепствовал так называемый африканский грипп, практически вся наша группа заболела. Первоначально грипп развивался как обычный, но под конец в горле и легких скапливалось огромное количество мокроты, больному было трудно дышать, у него пропадал голос. Потом я узнал, что этот штамм гриппа в КСА очень быстро переходил от паломника к паломнику, – рассказал он. – Отменят хадж или нет, точно сказать сейчас нельзя. Но, учитывая прошлый опыт, можно спрогнозировать: хадж этого года может превратить святые места в эпицентр распространения коронавируса. Верующие мусульмане, конечно же, предпочли бы, чтоб не отменяли паломничество вообще, а ограничили въезд в КСА лиц, которые наиболее подвержены инфицированию: к примеру, тех, кому больше 50, или подверженных заболеваниям».
«Пандемия вскрыла проблемы со здравоохранением во многих странах – например, в такой благополучной стране, как Франция, где проживает очень много мусульман, – продолжает Сайдаев. – Во Франции, как и в России, происходит оптимизация государственной медицины. В частных французских клиниках зарплата больше, нагрузка меньше, а в государственном секторе все наоборот. Чеченка-медсестра в государственной французской клинике заразилась коронавирусом от врача, который отдыхал в Таиланде. Когда у нее подтвердили коронавирус, ее коллеги ужаснулись. По ее словам, врачи в той клинике не знают, что делать. Нет не только лекарств, но и свободных квалифицированных медицинских кадров, медики работают на износ. Если такое происходит во Франции, то легко представить, что происходит с медициной в менее благополучных странах с компактным проживанием мусульман. Сейчас есть только один действенный способ упредить рост пандемии – закрытие границ между странами. Такой карантин оправдан и как барьер для эпидемии, и как эффективный способ избежать паники среди населения».
комментарии(0)