На панихиде в Ростове выступил депутат Виктор Водолацкий, ранее предлагавший учредить общероссийский день памяти геноцида казаков. Фото с сайта www.rusorel.info
Директиве Оргбюро ЦК РКП (б) «О расказачивании» 24 января исполнился 101 год. Зампред общества русского исторического просвещения «Двуглавый орел» Леонид Решетников считает: в ходе расказачивания было уничтожено около миллиона представителей бывшей «опоры трона». В 101-ю годовщину расказачивания отделения «Двуглавого орла» в регионах России совершили по убитым казакам панихиды. В Новочеркасске – административном центре существовавшей до 1920 года Области Войска Донского – панихиду совершал настоятель Вознесенского войскового всеказачьего собора протоиерей Георгий Сморкалов, духовник реестрового Всевеликого войска Донского (ВВД). При этом присутствовал бывший войсковой атаман ВВД Виктор Водолацкий – руководитель ростовского «Двуглавого орла», депутат Госдумы от «Единой России». Год назад Водолацкий в Госдуме предложил сделать 24 января общероссийским днем памяти жертв «геноцида казачьего народа».
В Общероссийский реестр народов Российской Федерации казаки как отдельный народ не включены. Попытки общественных активистов признать казаков отдельным народом ранее отклонялись судами. О геноциде Водолацкий рассуждает, основываясь на закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1989 года. О казаках в этом законе говорится как о «культурно-этнической общности», а не о народе, сказал «НГР» военный историк Вадим Гасанов. «Один из авторов этого закона, тогдашний зампред Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов, никогда не признавал казаков как отдельный народ, – сказал эксперт. – Единственной страной в Европе, признавшей казаков народом, была гитлеровская Германия, к которой пошел на службу бывший царский генерал и бывший донской атаман Петр Краснов. С подачи Краснова Гитлер объявил казаков Дона и Кубани потомками германского племени готов – как и крымских татар. Из-за своего призыва истреблять русских как «враждебный казакам народ» Краснов был отталкивающей фигурой для русской белогвардейской и казачьей эмиграции».
Современные деятели российского казачества считают, что этногенез «казачьего народа» шел отдельно от русских в лоне православной веры, говорит Гасанов. «Апологеты казачества в Краснодарском крае записывают в кубанские казаки всех, кто по рождению славянин, живет на Кубани, ходит в храмы Русской православной церкви или крещен в православии, всей душой за царя и Отечество, и так далее. Такое казачество – новодел. Исторически казаком на Кубани считался только состоящий в Кубанском казачьем войске в нескольких поколениях, остальные жители региона считались «иногородними». В районе Сочи живут старообрядцы, потомки казаков-некрасовцев. Некрасовцы около 300 лет были подданными турецких султанов, воевали против России на стороне султанов, ничего общего с русским царем и русским православием иметь не желали. В Донском казачьем войске были калмыки–буддисты. Армянские офицеры царских казачьих частей также не были православными. Развитие армянского царского казачества исторически шло отдельно от казачества русского. В византийских источниках упоминаются акриты – служившая василевсам пограничная армянская милиция, чей образ жизни идентичен с казачьим», – пояснил историк.
«Потомки казаков Дона и Кубани заговорили о казаках как отдельном народе в момент распада СССР, когда обострились разговоры о национальной исключительности, преступлениях советского тоталитаризма и у народов России пошла реконструкция своей якобы подлинной истории, – продолжает Гасанов. – В то время родилась и формулировка «геноцид казаков» – ведь понятие «геноцид» в трактовке ООН применимо только к народам и религиозным группам. Однако расказачивание – не геноцид, а репрессии, проводимые в отношении казаков как сословия». «В современной России невообразимое количество казачьих войск. И если расказачивание – геноцид, так что ж так много казаков развелось нас в стране?» – задается вопросом эксперт.
По мнению Гасанова, термин «геноцид казачьего народа» эксплуатируется в связи с созданием Всероссийского казачьего войска (см. «НГР» от 04.12.18). «Видится соблазн вобрать в это войско зарубежные казачьи центры, где оппозиционные РПЦ клирики молятся за упокой душ Краснова и эсэсовца Панвица и где расказачивание как раз считают «геноцидом казаков», – говорит эксперт. – Внутри России также много так называемых нереестровых казаков. Недавно в России появилась целая Казачья церковь» (подробнее в «НГР» от 18.12.18).
«В Краснодарском крае есть казачьи школы, кадетские корпуса, ярмарки, парады, в Тамани есть Музей казачьего быта. Гимн Краснодарского края посвящен казакам, воевавшим на турецком фронте Первой мировой войны, его автор – полковой казачий священник. Есть большое количество атрибутов, которые трудно не причислять к атрибутам этноса. Конечно же, дело и в самоидентификации каждого кубанца. Многие жители Краснодарского края считают, что казак – это национальность, и с ними сложно спорить, а многие с этим не согласны», – сказал «НГР» политолог из Краснодара Николай Петропавловский.
комментарии(0)