«Барсовцы» превозносят старый Кёнингсберг.
Кёнигсберг в 1930-е годы. Фото Emil Pohlmann. Визуальный архив Восточной Пруссии.
В конце минувшего года в Балтийском флотском военном суде (Калининград) начались слушания по делу ультраправой организации «Балтийский авангард русского сопротивления» (БАРС). Барсовцам инкриминируется создание террористического сообщества, цель которого – незаконный захват власти в Калининградской области, а потом по всей России. По данным следствия, в планах БАРСа было убийство президента России Владимира Путина. Согласно материалам дела, задуманному барсовцами государственному перевороту предшествовала пропагандистская «артподготовка», осуществляемая организацией примерно с 2008 года.
Девиз БАРСа – «Бог. Царь. Нация». Цель БАРСа, как сказано в уставе организации, – создание в России православной самодержавной монархии, ликвидация Русской православной церкви и замена ее Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ). Членом БАРСа по уставу может быть только прихожанин РПЦЗ, «достигший совершеннолетия, вне зависимости от гражданства и места проживания». К уставу прилагается коллективная присяга БАРСа главе РИД великой княгине Марии Владимировне, внучке двоюродного брата Николая II Кирилла Владимировича. По инициативе БАРСа в городе ранее проводились «Царские русские марши».
Отличительная черта БАРСа – преклонение перед германским прошлым Калининграда и ненависть к его советскому и постсоветскому настоящему. БАРС требует вернуть улицам населенных пунктов в Калининградской области их немецкие названия. Один из символов БАРСа – германский черный геральдический орел и надпись снизу: «Кенигсберг – это Европа, Калининград – Азия». Как отмечено в материалах дела, в программе организации предусмотрено вхождение Калининградской области в состав Германии путем регионального референдума – по примеру референдума в Крыму в 2014 году.
«Поначалу к ним относились как к безвредной молодежной субкультуре, – сказал «НГР» главный редактор калининградского информагентства «НьюсБалт» Андрей Выползов. – В 2005 году, когда праздновалось 750-летие Калининграда, в регионе возрос интерес к восточнопрусскому прошлому города. Наша творческая и научная интеллигенция призывала хранить и возрождать память о немецких временах. Пошла повторная германизация региона, на волне которой барсовцы гармонично влились в хор сторонников перемен в сознании жителей области». Однако после 2014 года лидеры БАРСа стали часто ездить на зарубежные политологические конференции и семинары. «В Тюрингии Оршулевич сфотографировался на фоне памятника жителям Восточной Пруссии, погибшим во время Кенигсбергской операции Красной армии в 1945 году. В 2017 году в Киеве барсовцы встречались с боевиками неонацистской организации «Азов» (запрещена в России). На совместной конференции они договорились с азовцами о создании направленного против России Балтийско-Черноморского союза. Оршулевич объявил об этом в интернете – с целью показать серьезность намерений БАРСа и его союзников. Когда Оршулевича и его сторонников арестовали в 2017 году, в их защиту выступили сторонники «Азова». На мой взгляд, в деле БАРСа украинский след ключевой, но в интересах следствия деталей пока в СМИ не афишируют», – говорит эксперт.
На скамье подсудимых помимо остальных лидеров организации – духовник БАРСа калининградец Александр Мамаев, называющий себя игуменом РПЦЗ Николаем. В деле указано, что Мамаев как клирик РПЦЗ «благословлял» проводимые барсовцами протестные акции в Калининграде. В частности, в 2011–2012 годах барсовцы писали «Смерть жидам!», рисовали руны СС и нацистскую свастику на памятнике Карлу Марксу, мемориальной табличке в честь местных евреев – жертв Холокоста и других местах Калининграда, так или иначе связанных с еврейством или коммунистическим движением.
По материалам дела, Мамаев – игумен маргинальной Российской православной церкви под управлением митрополита Виталия (Устинова) и архиепископа Варнавы (Прокофьева), РосПЦ (В-В). До 2010 года Мамаев состоял в РосПЦ под руководством Дамаскина (Балабанова). РосПЦ (Д) вышла в 2006 году из РосПЦ уроженца Шанхая архиепископа Антония (Орлова), а та, в свою очередь, – из юрисдикции Виталия (Устинова). Устинов, гражданин Канады, до 2001 года был митрополитом РПЦЗ, порвал с «зарубежниками» после воссоединения РПЦЗ с РПЦ в 2000 году. РосПЦ(Д) поддерживает евхаристическое общение с так называемой катакомбной Российской православной автономной церковью (РПАЦ) – бывшей Российской православной свободной церковью (РПСЦ). РПАЦ – РПСЦ известна тем, что ее глава Варнава (Прокофьев) на закате перестройки и в начале 90-х годов сотрудничал с одиозным обществом «Память». Перечисленные выше маргинальные организации объединены общими признаками – пиететом перед царской Россией, обожествлением фигуры российского монарха, агрессивным антисемитизмом и антикоммунизмом, доходящими до оправдания гитлеровского режима и отрицания Холокоста. Уставы РосПЦ (Д) и РосПЦ (В-В) внесены в Федеральный список экстремистских материалов за пропаганду нацизма. В Калининграде у игумена Мамаева менее 20 прихожан – в основном это местные националисты и неонацисты. Они совершают богослужения в храме Царя-Мученика Николая, организованном в частном домовладении. Одну из своих проповедей игумен закончил девизом гитлеровских СС: «Моя честь – моя преданность».
Формально БАРС – ультраправые русские националисты, говорит Выползов. «Они обожествляют Николая II, поклонники белогвардейщины и германофилы с уклоном в нацизм. При этом героизируют Бориса Немцова. Есть разные версии появления этой мешанины. Первая: Оршулевич хотел нарастить социальную базу движения за счет оппозиционных РПЦ и действующей власти верующих, а также прикрывающихся православием фашистов и просто уголовных элементов. Восторженное отношение к Немцову добавило бы им симпатий либералов. Вторая: в случае уголовного преследования БАРСа идеологический винегрет помог бы развалить уголовное дело. Третья: у БАРСа идеология вроде одна, но в частностях лидеры организации расходятся между собой». «Мемориал» считает барсовцев политическими заключенными.
Во время обысков у членов БАРСа, кроме материалов экстремистского содержания нашли несколько единиц оружия времен Второй мировой войны. «Задача правоохранителей – предупредить появление в регионе ядра фашистствующих боевиков с интеллектуальным багажом, вдобавок нагруженных приятным для российских правых православно-патриотическим бэкграундом. Оршулевич – выпускник философского факультета Балтийского федерального университета имени Канта, оттуда же вышли и многие другие активисты БАРСа. Из реконструкторов они превратились в серьезную силу, способную дестабилизировать ситуацию в Калининградской области», – утверждает Выползов. Например, по делу БАРСа обвиняется бывший начальник судовой радиостанции воинской части № 45707 ВМФ России Николай Сенцов, член руководства организации.
Свидетелем защиты у БАРСа на суде выступает калининградский общественный деятель Виктор Гофман, бывший президент Немецко-русского дома (НРД). Сайта у НРД нет, страница организации «ВКонтакте» удалена, так как НРД несколько лет назад ликвидирован по решению суда за финансовые нарушения и призывы к экстремизму. При обысках в НРД были найдены материалы на немецком языке, где СССР обвинялся в развязывании Второй мировой войны. На посту главы НРД Гофман запомнился популяризацией в России творчества немецкой поэтессы Агнессы Мигель – уроженки Кенигсберга, поклонницы Гитлера. В память о Мигель в Калининграде были установлены две мемориальные доски, но позже прокуратура постановила демонтировать их как пропагандирующие нацизм. Решение прокуратуры по времени совпало с возбуждением уголовного дела против БАРСа. Ранее с Гофманом сотрудничал руководитель германского Общества помощи Восточной Пруссии Гельмут Пайтч.
Вопрос возвращения бывшей Восточной Пруссии в состав Германии в ФРГ закрыт уже несколько десятилетий, сказал «НГР» германский политолог Дмитрий Стратиевский. «Даже в правых, склонных к реваншизму кругах это не обсуждается. Для молодого и среднего поколения немцев Восточная Пруссия – это Польша и Россия. Для старшего поколения – причем только тех, кого отторжение Кенигсберга в пользу СССР затронуло лично, – ностальгия. Раз-другой съездить в Калининград – но не больше. Даже «Союз изгнанных», который представляет людей, покинувших бывшие немецкие земли в первые послевоенные годы, еще в 1970 году принял решение, что реваншизм и какие-либо планы возвращения «восточных земель» не могут стоять на повестке дня и не упоминаются в уставных документах».
комментарии(0)