Министерство юстиции Латвии внесло в государственный реестр религиозных организаций новое юридическое лицо – Латвийскую православную автономную церковь (ЛПАЦ), находящуюся под омофором Константинопольского патриарха. Таким образом, в Латвии появилась вторая православная церковь, о чем ранее предупреждала «НГР» (см. номера от 01.10.19 и 15.10.19).
Оформление юридических прав ЛПАЦ произведено с выполнением всех предписанных в Латвии процедур. Согласно латвийскому деловому порталу www.company.lursoft.lv, 24 октября новому юрлицу присвоен регистрационный номер 40801052674. Как зарегистрированная религиозная организация, ЛПАЦ отныне обладает уникальным SEPA – идентификатором, принятым в Евросоюзе аналогом корреспондентского счета в системе еврозоны. В качестве адреса регистрации церкви Минюст пока что указал частную квартиру в Риге, принадлежащую, судя по всему, одному из руководителей религиозной организации.
Напомним, до сих пор ЛПАЦ не имела «прав гражданства». Следовательно, по латвийским законам эта церковь не могла строить здания и приобретать недвижимость под церковные нужды. Богослужения совершались в частных домовладениях. После регистрации ЛПАЦ имеет право не только строить свои церковные здания. Начиная с этого года каждая новообразованная православная, католическая или протестантская организация, если она докажет свое происхождение от периода до 1940 года (вхождение Латвии в СССР), может требовать через суд имущество «старых» церквей, как ранее сказал «НГР» депутат Европарламента от Латвии Мирослав Митрофанов. Это положение касается не только храмов, часовен, домов причта и т.д., но и церковной утвари. Напоминаем также, что до нынешнего прецедента в Латвии действовало положение: общины одной конфессии могут образовывать в государстве только один религиозный союз (церковь).
Данная формулировка – буквальная цитата пункта 3 статьи 7 «Закона Латвийской Республики о религиозных объединениях», принятого Сеймом Латвии 7 сентября 1995 года и подписанного президентом страны Гунтисом Улманисом. Улманису приходится двоюродным дедом Карлис Улманис – президент Латвии в 1934‑1940 годах, в правление которого относившаяся к Московскому патриархату Латвийская православная церковь (ЛПЦ) перешла в подчинение Константинопольского (Вселенского) патриархата. Напомним также, что ЛПАЦ себя считает правопреемницей «константинопольской» ЛПЦ, прекратившей свое существование на территории Латвии после утери страной независимости в 1940 году.
«Московская» ЛПЦ с 1990 года по настоящий день сохраняет полную лояльность властям независимой Латвии. Однако среди латышской национальной интеллигенции давно существовало недовольство тем, что православие в Латвии ранее было представлено церковью, чей управляющий центр находится на территории России, бывшей «страны‑оккупанта». Ровно год назад тему необходимости церковной независимости Латвии от Москвы подняла, в частности, профессор рижской школы Высшей школы бизнеса, искусств и технологий (RISEBA) Сандра Вейнберга. «Латвийское государство освобождено от диктата Кремля, а православная церковь – нет. Почему министр юстиции Латвии Виктор Скудра в 1992 году зарегистрировал ЛПЦ Московского патриархата, что означало сохранение полного контроля Кремля над латвийским православием? Согласно имеющимся материалам, после провозглашения независимости Латвии активисты Московского патриархата сделали все возможное, чтобы не разрывать связей с матерью‑церковью в России, и попросили Москву предоставить Рижской епархии статус самоуправляемой церкви, как это было уже в независимой Латвии», – говорится в авторской колонке Вейнберги для латвийского портала TVNET. Демонстративное отстранение русских православных активистов от РПЦ, по словам Вейнберги, ввело в заблуждение безграмотных в религиозных вопросах чиновников из Минюста Латвии, зарегистрировавших ЛПЦ в 1992 году. В том же году, говорит профессор, Собор ЛПЦ якобы пролоббировал в латвийских политических кругах принцип «одна религия – одна церковь», закрепленный в 1995 году в Латвии законодательно.
Вейнберга считает, что переход латвийских православных верующих под омофор Константинопольского патриарха способствовал бы консолидации латвийской нации: «У всех русских и латышей был бы такой же канун Рождества в декабре, мы вместе бы праздновали Пасху. А сейчас одна часть Латвии празднует европейское Рождество в декабре, остальная – русское Рождество в январе. Борьба за русское Рождество в январе – это борьба за усиление влияния Кремля в Латвии. Речь идет о политическом влиянии, а не о религии. Почему украинские православные вышли из‑под власти Москвы? Потому что Россия воюет с Украиной, а церковная зависимость ранее держала украинских верующих под полным контролем Москвы».
Любопытно, что свое нахождение под омофором Константинополя ЛПАЦ подтвердила еще в 2011 году и во время богослужения стала поминать Вселенского патриарха Варфоломея. Однако за эти годы Синод Константинопольской церкви документально так и не утвердил эту каноническую и юридическую связь, и необходимых грамот, свидетельствующих, что ЛПАЦ находится в юрисдикции Варфоломея, пока нет. По словам благочинного Латгальского и Курземского округов ЛПАЦ архимандрита Филарета (Романова), сейчас существуют устные договоренности о том, что канцелярия Варфоломея скоро официально признает эту организацию: «Представители Фанара нам сказали создавать церковь, регистрировать, чтобы был духовный центр церкви, епископ, и тогда, после признания Латвийским государством, будет и официальное признание Константинополя. При этом устав Константинопольского патриархата в Латвии после 1940 года никто в Константинополе не отменял, он в силе. Согласно этому мы живем и молимся, поминая патриарха Варфоломея, и ему об этом известно».
комментарии(0)