По слухам, для созыва секретного Собора воспользовались торжествами по поводу 80-летия митрополита Александра (Кудряшова). Фото с сайта www.pravoslavie.lv
Как сообщают неофициальные церковные источники, 3 октября в Христорождественском соборе Риги состоялся секретный Поместный собор Латвийской православной церкви Московского патриархата (ЛПЦ), который утвердил ее новый устав. В новой редакции якобы прописан пункт, что предстоятель ЛПЦ находится во главе этой самоуправляемой церкви пожизненно, чего ранее не было. Это актуально для 80‑летнего митрополита Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова). В уставе РПЦ есть пункт, согласно которому достигший 75-летнего возраста архиерей должен подавать прошение об уходе на покой. Данная практика пока что распространяется только на епархиальных архиереев в российских епархиях. Но раз в уставе ЛПЦ ранее не упоминался пожизненный статус предстоятеля церкви, утверждают источники, то Кудряшов подпадал бы под возрастной архиерейский ценз автоматически: и по преклонному возрасту, и как тяжелобольной человек.
Для согласования нового устава ЛПЦ с руководством РПЦ, сообщают те же источники, 10 октября в Москву прибыли епископ Елгавский Иоанн (Сичевский) и благочинный Валмиерского церковного округа ЛПЦ протоиерей Николай Тихомиров. Нововведения в документе визитеры из Латвии должны были обсудить с управляющим делами РПЦ митрополитом Тверским Саввой (Михеевым). В беседе с «НГР» митрополит Савва сообщил: «О моей «встрече» с клириками из Латвии сам я не в курсе. Возможно, они в самом деле хотят с кем‑то встретиться в Москве. Поэтому я не могу ни подтвердить эту информацию, ни опровергнуть».
В ЛПЦ невозможно провести секретный Поместный собор, опроверг изложенную выше версию в беседе «НГР» латвийский журналист и политолог Леонид Якобсон. «В работе Поместного собора принимают участие не только епископы, но и настоятели приходов, обычные священники, диаконы, миряне. При таком широком круге участвующих лиц повышается возможность утечки информации. Но нельзя не отметить, что ни на сайте ЛПЦ, ни на одном латвийском ресурсе нет информации о секретном Соборе. Так что нельзя сказать, что Собор точно был, но и нельзя стопроцентно утверждать, что его не было», – рассудил Якобсон.
ЛПЦ – закрытая корпорация, внутренней информацией делится нечасто, сказал «НГР» депутат Европарламента от Латвии Мирослав Митрофанов. «Между уставами РПЦ и ЛПЦ действительно есть противоречия. РПЦ, согласно своему уставу, делегирует кандидатов в новые предстоятели входящих в РПЦ автономных церквей. А по новому уставу ЛПЦ предстоятелем церкви может быть только гражданин Латвии, проживший в стране не менее 10 лет – как того требует принятый летом закон. ЛПЦ не сопротивлялась принятию данного закона, в этом вопросе мнения политической элиты Латвии и ЛПЦ совпали. Возможно, это было засвидетельствование со стороны ЛПЦ лояльности властям, чтобы избежать худшего исхода – разрешения на регистрацию Латвийской православной автономной церкви (ЛПАЦ). ЛПЦ прогадала. Конституционный суд Латвии потом принял неблагоприятное для ЛПЦ решение. Процесс регистрации ЛПАЦ запущен». О возможности признания этой параллельной юрисдикции, подчиненной Константинопольскому патриархату, «НГР» писали в номере от 02.10.19.
«По моим данным, тайный Поместный собор ЛПЦ состоялся в начале октября, а утечки насчет него появились только недавно, – сказал «НГР» церковный публицист протоиерей Всеволод Чаплин. – На этом Соборе, точнее сказать, «соборчике» для приглашенных, обсуждались полномочия митрополита Александра. Также обсуждалось положение ЛПЦ в связи с тем, что власти Латвии, возможно, юридически признают ЛПАЦ». «Атмосфера в нынешней ЛПЦ отравлена в нравственном и политическом смысле, – продолжает Чаплин. – Руководство ЛПЦ ради поддержки со стороны властей Латвии отказалось защищать права русскоязычных верующих в стране, страдающих от этнической дискриминации, ни разу не возмутилось тем, что в Латвии подавляющее большинство русскоязычных записано в неграждане. ЛПЦ закрывает глаза на общественную героизацию членов латышских СС, которых в Латвии многие политики называют «борцами за независимость Латвии», тем самым перечеркивая положения Нюрнбергского трибунала. Раньше в Латвии с данными фактами более‑менее уживались. Но сейчас, особенно в связи с появлением на свет Православной церкви Украины, церковная ситуация в Латвии не может не обостриться».
Митрополит Александр (Кудряшов) «полноценно управлять ЛПЦ уже не может, а преемника себе не растил», считает Чаплин. Своего кандидата в преемники у властей Латвии тоже пока нет, как и у РПЦ. «Более-менее подходящий кандидат в митрополиты Рижские – епископ Даугавпилсский Александр (Матренин), – рассуждает священнослужитель. – Он весьма молодой – 46 лет – коренной рижанин. Но спецслужбами Латвии епископ Александр воспринимается как ставленник России, что в Московской патриархии также учитывают. Скорее всего, в связи с невозможностью митрополита Рижского исполнять свои обязанности рассматриваются несколько сценариев. В частности, так называемый эстонский сценарий: появление в Латвии параллельной православной юрисдикции, подчиненной Константинопольскому патриархату, и разыгрывание карты права на церковную собственность между «константинопольцами» и ЛПЦ – с той целью, чтобы, борясь за собственность, обе структуры соревновались в проявлении лояльности к латвийским властям. В таком случае власти получают в роли лидера латвийских православных стопроцентно лояльную фигуру вроде Александра (Кудряшова). А если власти Латвии такой фигуры в епископате ЛПЦ не видят – что и происходит сейчас, – то они вынимают из ножен план усиления в стране параллельной церковной структуры под управлением Константинополя. В Риге будут или периодически демонстрировать остальному православному миру эту угрозу, или полностью ее осуществлять. А дальше «константинопольская» православная структура окажется более лояльной властям Латвии, чем Латвийская церковь Московского патриархата. В ЛПЦ немало латышей, но богослужебный язык там церковнославянский. Исторически эта церковь ориентирована на Россию. В ЛПАЦ есть люди с русскими фамилиями, но они называют себя латышами, с Москвой и Россией никак духовно уже не связаны. Логично, что «константинопольцы» из ЛПАЦ найдут поддержку не только у официальной Риги, но и у американской дипломатии и антироссийски настроенных стран Евросоюза. А сильной оппозиции такому антимосковскому курсу в ЛПЦ нет». «Возможность усиления латвийского клира путем командирования из Москвы сильной личности, какой в 1921 году стал для Латвийской церкви Иоанн (Поммер), присланный в Ригу патриархом Тихоном, теперь исключена законом об обязательном латвийском гражданстве и цензе оседлости в 10 лет для всех клириков ЛПЦ», – заключил Чаплин.
комментарии(0)