0
12404
Газета События Печатная версия

01.10.2019 16:13:00

Староверы отреклись от многоженства

Представители «древлеправославия» возмущены попытками исказить образ допетровской Руси

Тэги: староверы, старообрядцы, многоженство, полемика, рпц, рпсц, равиль гайнутдин, ислам, православие, мусульмане, ценности, брак


17-11-1_t.jpg
О целомудрии женщин допетровской Руси все знают
из «Песни о купце Калашникове» Михаила Лермонтова.
Илья Репин. Купец Калашников. 1868. Частная коллекция

С негодованием встретили представители Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) размышления главы Всемирного союза староверов (ВСС) Леонида Севастьянова о возможности легализации многоженства. Севастьянов заявил, что «инициатива введения многоженства заслуживает серьезного рассмотрения». «Святитель Савва Сербский (XI–XIII в.), как это следует из Лицевого летописного свода, просто‑напросто заставлял князей венчаться со своими наложницами, тем самым разрешая полигамные браки. Сама допетровская литургическая традиция разрешает до трех браков, при этом не имея чина развенчивания», – приводит слова главы ВСС «Интерфакс‑религия».

«Насколько мне известно, Леонид Севастьянов не имеет никакого отношения к старообрядчеству, а потому говорить от имени старообрядцев не имеет права», – пояснил «НГР» настоятель старообрядческого храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерей Геннадий Четвергов. «О многоженстве у нас и речи быть не может, потому что мы четко придерживаемся того, что написано в Евангелии. Ведь Христос говорит: смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодей. А прелюбодей не наследуют Царство Божие. И смысл жизни поэтому теряется», – заключил представитель РПСЦ.

Начало дискуссии о возможности мужчинам России иметь не одну, а несколько жен положили представители мусульманского сообщества страны. Председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин заявил, что официальное многоженство лучше, чем многочисленные связи на стороне. А муфтий Москвы (по версии СМР) Ильдар Аляутдинов выразил уверенность, что легализация полигинии позволит разрешить социальные проблемы, связанные с численным преимуществом женщин относительно мужчин, а также станет «гарантом соблюдения прав женщин». Севастьянов, который в конце августа возглавил ВСС, неожиданно поддержал исламское духовенство. «Каждый из нас знает множество примеров, когда у одного мужчины несколько семей – одна официальная и одна или более неофициальных, где рождены и воспитываются дети. При этом женщины и дети в таких семьях ущемлены в правах, прежде всего в области наследования имущества и алиментных выплат», – отметил он. Указав, что главная цель брака – деторождение, Севастьянов призвал представителей религий и общественность страны к широкой дискуссии по этому поводу. «Невольно возникает вопрос: допускала ли православная допетровская практика многоженство, прививая глубокую ответственность у мужчин в отношениях с женщинами?» – заключил он.

Как заметил в разговоре с «НГР» историк русского старообрядчества XIX–XX веков Виктор Боченков, «в допетровское время среди старообрядцев никакого многоженства не было». «Староверы со времен князя Владимира сохранили те чины и последования, которые были переданы при принятии Русью христианства. Поскольку и тогда не допускалось многоженство, то оно не допускалось и на протяжении веков и до, и после Петра I. Другое дело – обычаи радикальных согласий старообрядцев, где брак заключался только с благословения родителей. Это были так называемые беспоповские браки. В этом случае со стороны местных епархиальных властей они могли быть обвинены в «блудном сожительстве» и таких супругов могли порой насильно повенчать или даже развести. Но все равно это был один брак и одна жена. Ни о каком многобрачии и многоженстве речи не могло быть», – пояснил эксперт.

В РПЦ от широкой дискуссии по поводу многоженства также отказались, заявив, что «в современном обществе важнее заниматься укреплением союза одного мужчины и одной женщины для решения проблемы внебрачных связей». «Мы исходим из того, что проблемы, которые есть в нашем обществе, связаны не с наличием или отсутствием института многоженства, а с дефицитом ответственности супругов в семейной жизни. Мне как христианину кажется, что положение и любовницы, и какой‑то там по счету жены унижает достоинство женщины. Равным образом унижают достоинство мужчины внебрачные связи любого свойства», – отметил зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

В Центральной Азии исламисты начинают "антикитайский джихад"

Андрей Серенко

Атаки экстремистов связывают с политикой КНР в отношении населения Синьцзян-Уйгурского автономного района

0
2579
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
5958
Две судьбы русского православия в Прибалтике

Две судьбы русского православия в Прибалтике

Милена Фаустова

Эстония требует запрета «московской» церкви, а Латвия выделяет ей финансирование

0
6103
«Мигрантофобы» против миссионеров

«Мигрантофобы» против миссионеров

Анастасия Коскелло

В РПЦ отмечаются разногласия по отношению к гастарбайтерам

0
7161

Другие новости