Японские реваншисты ежегодно устраивают в храме Ясукуни свои ритуалы. Фото Reuters
Японский синтоистский храм‑памятник Ясукуни вновь (о предыдущем инциденте читайте в «НГР» от 20.12.17) внес раздор во взаимоотношения Японии с Республикой Корея и Китаем. 15 августа, в 74‑ю годовщину капитуляции Японии во Второй мировой войне, премьер‑министр страны Синдзо Абэ отправил в Ясукуни ритуальное подношение – секонсай. В ответ президент Кореи Мун Джэн Ин в своей речи, посвященной капитуляции Японии, указал официальному Токио, что тот не хочет идти по пути диалога и дружбы с соседом.
Между Кореей и Японией фактически идет торговая война, официальный Сеул запретил корейским фирмам экспортные операции в Японию. Кабинет министров Японии, в свою очередь, исключил Корею из списка стран с преференциальным правом торговли в Стране восходящего солнца. В ответ Сеул обвинил Токио в незаконной торговле оружием. Из риторики Сеула все же следует, что корень торговой войны как раз лежит в противоречиях между странами по поводу трактовки истории Второй мировой войны. Верховный суд Кореи инициировал судебный процесс по принуждению Японии к выплате компенсаций корейцам, чьи родственники были угнаны японскими милитаристами на принудительные работы. Судом также вынесено постановление о взыскании с Японии компенсаций по другому эпизоду Второй мировой войны – за сексуальную эксплуатацию кореянок в японских борделях для военных. Схожие по составу исковые претензии предъявляет Токио и Пекин. В Стране восходящего солнца давно сформулировали обтекаемый и деликатный ответ на них. В Токио говорят, что все вопросы компенсаций были решены военными трибуналами и японско‑корейским соглашением 1965 года, согласно которому Токио предоставил Сеулу пакет грантов на сумму около 800 млн долл. и дешевые займы.
В храме Ясукуни молятся духам погибших во Второй мировой войне японских военных. В числе имен, высеченных на стенах храма, находятся имена 74 военных и политиков, которые в Корее и Китае считаются преступниками. В частности, любой посетивший Ясукуни синтоист поневоле почтит память всех фигурантов Токийского трибунала, приговорившего к казни через повешение бывших японских премьеров – Коки Хироту и Хидэки Тодзе. Тем не менее храм каждый год посещают представители японской власти. Абэ побывал в Ясукуни в 2012 году. В 2017 году от имени Абэ обряд секонсай в Ясукуни совершил депутат парламента Японии Масахико Шигаяма, передавший, что Абэ очень сожалеет, что не может посетить храм. В августе с.г. похожие слова Абэ передал помощник премьера Томоми Инада: «Более 3 млн жизней наших соотечественников были потеряны во время войны. Мы никогда не забудем, что миром и процветанием, которыми мы наслаждаемся сейчас, мы обязаны им».
Вместе с Инада в храм пришли временный генсек правящей Либерально‑демократической партии (ЛДП) Коити Хагиуда и депутат парламента от ЛДП Синдзиро Коидзуми. Его отец Дзюинъитиро Коидзуми в 2001‑2006 годах был премьером страны и как глава правительства посещал Ясукуни 15 августа каждого года. В годы премьерства Коидзуми, старшего риторика властей, Япония была пронизана реваншизмом. Из‑за этого в Китае и Корее происходили японские погромы, Пекин и Сеул были на грани разрыва дипломатических отношений с Токио. Премьер Коидзуми также требовал от России возврата Южных Курил.
Храм в 74‑ю годовщину капитуляции посетила большая группа японских парламентариев, престарелые ветераны Квантунской армии, в японской военной форме и с боевым оружием тех лет, а также простые японцы. Для многих граждан страны Ясукуни – памятник погибшим от атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, а также надежда на то, что в Японию вернутся останки военных из Квантунской армии, погибших в странах Тихоокеанского региона. «Ясукуни – это место, где я чувствую близость моего отца», – цитирует японское информагентство Kyodo 76‑летнего Хирофуми Маруяму, чей отец погиб в боях на Филиппинах и не был захоронен на родине. «Осиротевшие во время войны дети сейчас вдвое старше своих погибших отцов. Мы с годами меняемся, но наша тоска по нашим отцам не меняется», – сказал японским журналистам 77‑летний Кокичи Моримото, чей отец погиб в Новой Гвинее.
«Размышляя о нашем прошлом и учитывая чувства глубокого раскаяния, я искренне надеюсь, что разрушительные действия войны никогда не повторятся», – сказал в годовщину капитуляции император Японии (микадо) Нарухито. Его отец, минувшей весной отрекшийся от престола Акихито, хотел посетить Ясукуни в конце с.г., на 150‑летний юбилей святилища, но позже от этих планов отказался. В Ясукуни надеются на посещение храма императором Нарухито. Последним посетившим Ясукуни микадо был Хирохито. Визиты монархов в храм прекратились, когда в 1978 году на стенах храма были выбиты имена осужденных и казненных военных преступников.
комментарии(0)