Ближе к осени в Республике Таджикистан (РТ) начнет свою работу первое в стране финансовое учреждение, работающее по системе исламского банкинга. Даже в его названии содержится указание на мусульманскую принадлежность: используется слово «тавхид», то есть «единобожие». Национальный банк РТ, главный финансовый регулятор страны, ранее выдал новой организации лицензию на проведение операций по системе исламского банкинга. В июле банк завершил работу курсов по подготовке тренеров по мусульманским финансам. Курсы проводили специалисты кувейтской компании, предоставляющей странам Азии и Африки услуги по развитию исламского банкинга на базе имеющихся там светских банков.
Гражданам Таджикистана напоминают, чем исламский банкинг отличается от обычной кредитно‑финансовой деятельности. Во‑первых, в мусульманской системе не предоставляют кредитов стандартного образца. Преимущественно финансируются бизнес‑проекты, участники которых – получатель кредита и банк, выдающий кредит. Во‑вторых, отсутствует понятие ссудного процента.
Первый зампред правления нового банка Мухиддин Хасанзода – племянник жены президента РТ Эмомали Рахмона, сказал «НГР» руководитель исследовательских проектов института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко. «Отец Мухиддина Хасанзоды Хасан Асадуллозода приходится супруге Рахмона родным братом. Асадуллозода в 2017 году отказался от поста мэра Душанбе в пользу старшего сына президента Таджикистана Рустама Эмомали. Асадуллозода – председатель правления одного из крупнейших банков Таджикистана. Зампред правления в том же банке Зарина Рахмон – дочь Эмомали Рахмона. Cоздание на базе обычного кредитно‑финансового учреждения первого в Таджикистане исламского банка – это точно волевое решение Эмомали Рахмона. Цель этого решения – привлечение в Таджикистан инвестиций из стран с развитой системой исламского банкинга, прежде всего из Саудовской Аравии».
В России, куда мигранты из Таджикистана ездят на заработки, нет эффективной законодательной базы для развития исламского банкинга, продолжает Малашенко. «Так и в Таджикистане тоже нет эффективной системы для развития халяльных (дозволенных исламским правом. – «НГР») финансов. Экономика Таджикистана в значительной мере контролируется государством, то есть семьей Рахмона. В Таджикистане давно уже установлен курс на полнейшую прозрачность всех проводимых в стране или через страну кредитно-финансовых операций. Исламские финансы в своем классическом понимании требуют экстерриториальности, независимости от проверяющих центров той страны, где эти финансы работают. Полагаю, что в Таджикистане все это прекрасно понимают и поэтому не возлагают надежд на какие‑то небывалые исламские инвестиции в экономику республики по линии «банка единобожия». Потому что эти надежды пусты. Аффилированный с семьей Рахмона банк, через который таджикистанцы, по идее, будут приобщаться к благам беспроцентного кредитования по‑мусульмански – это не более чем красивый пиар‑ход официального Душанбе».
«Рахмон этим показывает, что он контролирует в стране все, что связано с исламом, и уверенно держит руку на пульсе стихийной исламизации таджикского социума. Рахмон как бы говорит: власти республики не только превратили муфтият Таджикистана в светский «департамент по делам ислама», но еще и создали полностью подконтрольный президенту страны первый в республике исламский банк», – заключил эксперт.
комментарии(0)