0
6740
Газета События Печатная версия

02.07.2019 16:38:00

Аксакалы преодолевают наследие Евкурова

Как новым властям Ингушетии найти компромисс с муфтием республики

Тэги: мамхудали калиматов, юнусбек евкуров, рамзан кадыров, иса хамхоев, ингушетия, чечня, территории, протесты, суфии, салафиты, аксакалы, преследования


мамхуд-али калиматов, юнус-бек евкуров, рамзан кадыров, иса хамхоев, ингушетия, чечня, территории, протесты, суфии, салафиты, аксакалы, преследования Ингушские старейшины ждут от новой республиканской власти обретения мира и спокойствия. Фото РИА Новости

Вместо ушедшего в отставку Юнус‑Бека Евкурова временным руководителем Ингушетии назначен Махмуд‑Али Калиматов. В качестве приоритетов своей работы на новом месте Калиматов назвал агропромышленный комплекс, здравоохранение и экологию. За кадром осталась не менее важная проблема: в последний год своей каденции Евкуров сделал мусульман Ингушетии и региональную власть антагонистами. Длящаяся начиная с 2015 года вражда Евкурова с муфтием Ингушетии Исой Хамхоевым привела к тому, что в 2018 году Евкуров был отлучен от исламской общины. На акциях протеста против передачи Чечне ингушских территорий суфии и салафиты, забыв о своих разногласиях, выступают единым фронтом.

2 июля стало известно, что республиканский муфтият решил обратиться к генпрокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить правомерность недавних обысков в муфтияте, домах Исы Хамхоева и кадия Абдурахмана Мартазанова, а также их многочасовых допросов, сообщил Интерфакс.

От Калиматова мусульмане республики ожидают одного – наступления мира и согласия в ингушском обществе, сказал «НГР» руководитель ингушского отделения партии «Яблоко» Руслан Муцольгов. «Прошлые власти блокировали справедливый народный протест против коррупции и незаконной передачи территории республики другому региону. Задолго до этого власти претворили в жизнь политику разобщения ингушской общины. Мы все ингуши, мусульмане, народ с одной историей, религией и одним языком. Но чтобы эффективнее управлять народом, власти разделили нас на течения в исламе, по политическим, социальным и другим признакам. Такой порядок для ингушского общества ненормален», – сказал Муцольгов. Эксперт напомнил, что в числе арестованных ранее протестных активистов оказался богослов Ахмед Барахоев: «Ахмеду‑Хаджи Барахоеву сейчас 65 лет. Он один из многих ингушских стариков, которые протестовали против незаконных решений властей по нашим территориям, требовали социальной справедливости, мира и согласия. Народ хочет, чтобы отношение к старикам в Ингушетии вернулось на тот уровень, который был у нашего народа веками. Нам нужно, чтобы никто в Магасе не мог покушаться на муфтият Ингушетии, не переводил свое личное отношение к муфтию на целые организации или течения в исламе».

Нынешний врио главы Ингушетии с 2004 по 2007 год работал прокурором республики. «Те, кто сталкивался с ним в прокуратуре, говорят, что Калиматов не был замешан в типичных для республиканских верхов коррупционных схемах. По крайней мере люди таких фактов за Калиматовым не помнят. Но при этом напомню, что Калиматов был прокурором, когда Ингушетию возглавлял Мурат Зязиков. А именно в этот период силовиками было совершено большое количество незаконных задержаний людей, которые в чем‑то не выражали согласия с властями – в основном практикующих мусульман. Люди, в том числе и мусульмане всех толков, очень надеются, что Калиматов не допустит в республике нарушений прав человека и задумается: что же нужно народу Ингушетии», – говорит глава ингушского «Яблока».

«Нынешний острый конфликт между народом и властью в Ингушетии и ингушско-чеченские противоречия по территориям напоминают мне события осетино‑ингушского конфликта 1992 года, – сказал «НГР» профессор Российского экономического университета им. Плеханова Руслан Хасбулатов. – Первопричина того конфликта – действия Джохара Дудаева, который, никого не спрашивая, принял Конституцию «Ичкерии», где ингушам места не осталось. Нынешняя ситуация, когда вайнахи готовы друг друга убивать из‑за клочка земли, а ингушский народ готов убивать своих руководителей – ингушей, ненормальна в корне. Махмуду‑Али Калиматову досталась нелегкая задача. Но один он не справится с ней. Ингушский народ в лице его лучших представителей должен помогать Калиматову. А для этого властям Ингушетии надо, чтобы у ингушского народа снова проснулись присущие этому народу благоразумие и мудрость. Мусульманские лидеры Ингушетии и уважаемые аксакалы должны хотя бы изредка напоминать молодым, что ингушский народ получил от советской власти небывалую территорию. Ингушам надо жить мирно со всеми своими соседями, а новому руководителю республики надо находить золотую середину. Евкуров в начале своего правления взял себе на плечи благородную задачу жить мирно с осетинами – и заслужил недовольство внутри Ингушетии. Чтобы чеченцы и ингуши снова зажили дружно, Калиматову должны оказать помощь и чеченцы, в частности глава Чечни Рамзан Кадыров».

Хасбулатов не одобряет того, как Евкуров обошелся с выступившими против него ингушскими старейшинами и Духовным центром мусульман Ингушетии: «Мудрые люди, многие преклонных годов, в силу каких-то обстоятельств говорящие что-то неприятное ему лично, многое иногда невпопад. И что с того? Зачем сразу тащить аксакала или имама в кутузку? Евкуров, давя, как царский жандарм, на аксакалов и на муфтият, применил самый вредный для вайнахского сообщества метод работы с народом. Генералу Евкурову надо было брать пример с генерала Геннадия Трошева, который командовал федеральными войсками в Чечне в 90‑х годах. Русского офицера Трошева чеченцы уважали, потому что он первым делом выслушивал, что ему говорили чеченские старики и местное духовенство. Трошев применял к чеченцам милосердие и понимание нужд людей, обстановки, сознание того, что все мы, вне зависимости от взглядов, граждане Российской Федерации. Евкурову, как и многим другим региональным руководителям, не хватило такого мудрого подхода к ингушам».

Чтобы администрация Ингушетии в лице Калиматова и ингушское общество прекратили конфронтацию, Калиматову необходимо найти общий язык с муфтием Исой Хамхоевым, сказал «НГР» руководитель исследовательских проектов Института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко: «Если он сумеет договориться с муфтием, который отлучил Евкурова от ислама, то, может, что-то и получится. Сейчас, по моей информации, уже идут какие-то попытки контактов. Во всяком случае, Хамхоев не считает Калиматова наследником Евкурова. Если Калиматов будет жать на муфтият – он проиграет, если будет уступать, то тоже проиграет. Новому руководителю Ингушетии важно найти в отношениях с мусульманами Ингушетии компромиссный подход. В текущей ситуации с исламом в Ингушетии два важных проблемных момента. Первый – проблемы в мусульманской общине Ингушетии. Второй – вопрос о границе с Чечней. Эти проблемы взаимосвязаны. Евкуров, на свою беду, туда очень глубоко залез – и потерпел фиаско».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
390
Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Коренные новозеландцы держатся за свои привилегии

Данила Моисеев

Маори воспротивились попыткам сделать их равными другим жителям

0
1982
Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Суд в Гонконге преподал урок оппозиционерам

Владимир Скосырев

Проигравшие получили от 4 до 10 лет тюрьмы

0
2016
Президент Абхазии променял Сухум на родное село

Президент Абхазии променял Сухум на родное село

Игорь Селезнёв

Республика осталась без власти

0
2838

Другие новости