Министр внутренних дел Саджид Джавид поддерживает «закон о мыслепреступлении». Фото Reuters |
Законопроект был представлен парламенту Соединенного Королевства в октябре 2017 года – месяц спустя после теракта в лондонском метро, унесшего жизни 30 человек. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ. По данным полиции, укрытую в ведре самодельную бомбу пронес в вагон метро молодой человек с европейской внешностью. В ходе рейдов под арест попали молодые люди от 18 лет – возраста окончания британской школы – до 21 года – даты юридического совершеннолетия в Туманном Альбионе. Полиция и спецслужбы выявили, что инструкцию по изготовлению «адской машины» террористы нашли в Интернете. Взрывчатое вещество создатели бомбы изготовили кустарным способом из веществ, которые каждый британец может купить в аптеке или хозяйственном магазине.
Проанализировав эти факты, глава британского МВД Эмбер Радд тогда предложила радикальную меру – карать чрезмерное любопытство британской молодежи тюремным сроком до 15 лет. «Я хочу, чтобы все, кто смотрит материалы террористов в Интернете, включая сайты джихадистов, праворадикальную пропаганду и инструкции по изготовлению бомб, столкнулись со всей силой британского закона», – заявила Радд. В Палату общин был внесен соответствующий законопроект. Преемник Радд на посту главы МВД Саджид Джавид не счел нужным ставить под сомнение решение своей предшественницы. В ходе дебатов в нижней и верхней палатах парламента были обсуждены пункты, по которым просмотр сайта ИГ физическим лицом вменяется как пропаганда терроризма. Отдельно обсудили исключения из этого правила для сотрудников правоохранительных органов, ученых-криминологов и журналистов. В дополнение парламентарии потребовали у интернет-компаний предоставить спецслужбам ключи к программному обеспечению, которое позволяет шифровать переписку пользователей мессенджеров. Добавим, что, по сообщениям СМИ, в Британии, как и в России, государственные ведомства с подозрением относятся к мессенджеру Telegram.
Антитеррористический пакет проходил через парламент с осени 2017 по начало 2019 года. За это время парламентарии и члены британского кабмина выслушивали критику ООН и правозащитных организаций. Посещавший королевство летом 2018 года специальный инспектор ООН Джо Каннатачи изучил криминологические методы, позволяющие спецслужбам Британии определять интернет-аудиторию ИГ, и назвал эти методы «слишком произвольными». По словам Каннатачи, идея сажать в тюрьму за просмотр запрещенного сайта слишком напоминает категорию «мыслепреступление» из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». «Разница между намерением что-то сделать и фактическим исполнением акта все еще является фундаментальной для уголовного права. Каждый должен иметь право просматривать Интернет в частном порядке, не опасаясь правовых последствий за это», – заявил Каннатачи. Критиковали антитеррористический пакет многие члены Палаты общин и британские пэры. Они потребовали от правительства внести в закон большой перечень уточнений. Иначе, как заявили парламентарии, новый закон будет равнозначен отмене действия в Британии положения Европейской конвенции по правам человека, гарантирующего право на свободу слова, получение и обмен информацией. Критике в парламенте подверглись пункты о запрете на отображение в СМИ и в печатных материалах символики запрещенных организаций вплоть до элементов одежды террористов.
В итоге законопроект прошел слушания в обеих палатах и был завизирован монархом. Кроме просмотра сайтов ИГ отныне карается тюрьмой несанкционированное посещение британцем территорий, подконтрольных ИГ, «Аль-Каиде» (запрещена в России) и других организаций из британского террористического списка. ООН и правозащитные организации продолжают протестовать против введения в Британии «законов о мыслепреступлениях».
комментарии(0)