На фоне бурных политических событий, разворачивающихся сегодня в Израиле, которые пресса уже назвала «правительственным кризисом», многие комментаторы заговорили о возможности распада правящей коалиции и назначении новых парламентских выборов. Среди всех существующих разногласий большинство касаются внутренних проблем Израиля, но есть один ключевой пункт, который может иметь большое значение для взаимоотношений Государства Израиль и еврейских общин по всему миру. Речь идет про законопроект о гиюре.
Гиюром называется обращение нееврея в иудаизм, и в отличие от других монотеистических религий (христианство, ислам) обращение в иудаизм требует от человека выполнения гораздо большего числа условий. Гиюр в рамках «признанной религиозной еврейской общины» признается государственными учреждениями Израиля, а значит, человек, прошедший его, имеет право на репатриацию и получение израильского гражданства. Поэтому изменения в существующем порядке гиюра могут коснуться как многочисленных еврейских общин по всему миру, так и многих репатриантов в самом Израиле.
Предлагаемый консерваторами закон о гиюре, или «закон о монополии на гиюр», как его характеризуют оппоненты этого правового акта, нацелен на делегитимацию перехода в иудаизм в Израиле, если процедура гиюра совершается не Главным раввинатом страны. Этот закон, имеющий большие шансы быть принятым, значит для евреев больше, чем даже возможный распад коалиции и назначение новых досрочных выборов. Ведь для многих людей, кто, например, родился в смешанных браках или по тем или иным причинам утратил связь с прошлыми поколениями своей родни, гиюр остается едва ли не единственным способом стать частью еврейской среды.
Попытки изменить и без того сложную конструкцию уникальной демократической модели еврейского государства, в которой сочетаются либеральная правовая система, равенство граждан перед светским судом, законами и глубокое вплетение сугубо религиозных институтов, раввинских судов, в ткань государственного механизма, могут оказаться чрезвычайно опасными для сохранения единства еврейского народа не только в отношении живущих в Израиле, но и по отношению к еврейским общинам за пределами государства.
Израиль стал центром еврейского мира, и потому любой закон, касающийся тех или иных аспектов еврейской идентичности, закон о гиюре в том числе, касается не только Израиля, но и влияет на жизнь еврейских общин по всему миру. Работая в организации, объединяющей общины почти трех десятков стран, я не понаслышке знаю о волнении, которое испытывают религиозные и общинные лидеры еврейства по всему миру в связи с обсуждением этой темы.
Еще в сентябре 2017 года исполком Всемирного еврейского конгресса принял резолюцию «Стена плача и закон о гиюре», призвав к продуктивному диалогу между Израилем и общинами диаспоры в целях установления взаимопонимания, а также гарантий того, что Израиль и далее будет осуществлять идеалы сионизма как национального дома всех евреев.
Еврейство в Азербайджане и Казахстане, России и Молдавии, Словении и Хорватии, Украине и Белоруссии – практически во всех странах нашего региона – пришлось фактически собирать в общины заново. Если в Иране или Йемене гонения загнали еврейскую жизнь в подполье или привели к духовному оскудению, но общины не разрушились, то в странах «социалистического мира» еврейская жизнь была выжжена доминирующей идеологией отказа от национального самосознания и культуры. Распад коммунистической идеологии сопровождался возвращением к основам, к национальным корням, стремлением восстановить общинную жизнь.
Для многих семей, живущих в диаспоре, гиюр – это возвращение к еврейскому народу после многих лет утраты связей с общиной и традициями. Потому важно действовать, исходя из принципа «не навреди», принимая во внимание особенности каждой общины, осознавая важность принципа единства еврейского народа и понимая, что Израиль и еврейские общины диаспоры – это сообщающиеся сосуды.
Еврейству не свойствен прозелитизм – стремление обратить как можно больше людей в свою веру, и это очень важно объяснить всем, кто интересуется данной темой. В отличие от других авраамических религий для евреев гиюр – не способ завлечь неофитов, а путь присоединения к еврейскому народу для тех, кто действительно глубоко и серьезно осознал необходимость такого шага.
Хотел бы отметить, что большинство авторитетных раввинов в евроазиатском регионе ответственно подходят к вопросу о гиюре, понимают важность решений, принимаемых по этому вопросу в Израиле. Будем надеяться, что позиция общин по всему миру будет услышана в Израиле, и политики воздержатся от резких шагов в этом вопросе.
комментарии(0)