Фото сайта tatarstan.ru
На сайте Change.org размещена петиция к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой построить в центре Казани большую соборную мечеть. «Если выехать за стены Казанского кремля, увидите множество церквей и не найдете ни одной мечети. Вам не кажется, что это двойные стандарты? Количество людей в мечетях растет из года в год, наравне со стариками в мечеть стало ходить много молодежи. К нам каждый год приезжают татары-мусульмане со всего мира», – обращается автор петиции к Минниханову. Чтобы данная частная инициатива была взята в работу Казанским кремлем, петиции нужно набрать не менее 100 тыс. подписей жителей разных регионов России. На момент сдачи номера в печать удалось набрать 2 тыс. подписей.
Однако замруководителя пресс-службы Минниханова Лилия Галимова уже сообщила татарстанским СМИ: «Сейчас обсуждается, где мечеть должна быть, какой должна быть». Инициативу поддержал и глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) муфтий Камиль Самигуллин. Еще в сентябре Самигуллин заявлял республиканским СМИ, что Казани нужна соборная мечеть как минимум на 10 тыс. верующих. Главная мечеть Татарстана Кул Шариф может принять одновременно до 2 тыс. верующих. По 10 тыс. мусульман вмещают Соборная мечеть Москвы и мечеть Султан Ахмет в Стамбуле.
Идея петиции принадлежит Духовному управлению мусульман, сказал «НГР» богослов Рустам Батров, бывший заммуфтия Татарстана. «Со стороны ДУМ РТ в СМИ и соцсетях идет активный пиар этой темы. За две недели после публикации обращение не набрало и 2 тыс. голосов, что говорит об отсутствии у этой идеи поддержки среди народа. Население Казани – около 1,5 млн человек, из которых половина называют себя мусульманами. По моим личным подсчетам, на пятничные службы во все мечети Казани приходит только 7–10 тыс. человек. В какую-то мечеть ходит 50 человек, в какую-то 30, а есть такие, где прихожан всего несколько человек. Постройка мечети на 10 тыс. человек будет равнозначна удвоению вместимости всех мечетей города. А где взять столько верующих, которые еще и захотят ездить на намаз в центр города, стоять в пробках? Людям куда нужнее небольшие мечети в спальных районах, где они проживают», – считает Батров. В центре Казани находится 18 мечетей – треть от имеющихся 76. «Это Вахитовский район города, 7% населения, – продолжает Батров. – Здесь офисов больше, чем жилых домов. Строить здесь еще одну мечеть неразумно, ее и негде строить. Идея муфтията – не шаг навстречу нуждам верующим, а желание покрасоваться и посостязаться с Чечней. Камиль Самигуллин прямо сказал, намекая на Чечню: «Почему в других республиках такие мечети есть, а у нас нет?» Под петицией есть комментарии, что в Чечне – большие мечети с удобными автопарковками, чего нет в Татарстане.
На гербе столицы Чечни Грозного изображена мечеть «Сердце Чечни», чья вместимость – 10 тыс. человек. В феврале 2012 года, спустя четыре года после открытия «Сердца Чечни», в Казани задумывали построить аналогичную мечеть. Проекту дали имя Джами аль-кабир (Великая мечеть). Джами аль-кабир проектировалась не в центре, а на юго-восточной окраине Казани, на средства частных лиц. Стройку сейчас отменили, так как генпланом Казани на этой территории предусмотрена высокоскоростная трасса. «Потерпев неудачу на окраине, проект могли перенести в центр, – говорит Батров. – Лучшего места, чем Казанский кремль, с точки зрения символичности представить себе невозможно. Но у нас уже там есть Кул Шариф. 26 октября с.г. в Казани на набережной озера Нижний Кабан открыли памятник татарскому богослову XIX века Шихабутдину Марджани. «Республика претендует на лидерство в исламском поле России», – говорит эксперт.
Другую точку зрения изложил завотделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев. «Недавно я хотел совершить намаз в соборной мечети Кул Шариф, где круглосуточно читают Коран. А охранник Кул Шарифа сказал, что мечеть закрыта. Когда я возмутился, он сказал, что можно помолиться в виде исключения. После совершения намаза я разговорился с имамом Кул Шарифа, чтецом Корана. Имам извинился и сказал, что Кул Шариф – главная мечеть Татарстана, с 2005 года в статусе музея в составе комплекса «Казанский кремль», и мусульмане ничего сделать с этим не могут. Тогда мне стало понятно, зачем в Казани хотят строить мечеть большую, чем Кул Шариф. Прошлый настоятель Кул Шарифа Рамиль Юнусов – формально замдиректора музея – использовал свою должность в целях явно криминального характера. Он имел большие доходы с бизнеса на заключении в стенах Кул Шарифа никахов – мусульманских свадеб. Юнусов был салафитом и покровительствовал другим салафитам. Муфтий Татарстана Ильдус Файзов противодействовал Юнусову. Когда в июле 2012 года началось следствие по убийству заммуфтия Татарстана Валиуллы Якупова и покушению на убийство Файзова, Юнусов скрылся из России. До сих пор Кул Шариф работает как музей – с утра до семи часов вечера. Как соборная мечеть она использоваться не может. Полагаю, что в Кул Шарифе сохраняется и шлейф прошлой деятельности Рамиля Юнусова. А муфтий республики, обещавший разрешать все споры за чашкой чая, не хочет еще раз будить «зверя» из-за Кул Шарифа. Муфтий решил: чем будить «зверя», проще построить в центре Казани соборную мечеть в несколько раз больше, а Кул Шариф оставить как музей и символ», – сказал он «НГР».
«Соборную мечеть на окраине можно строить в Москве – регионе с более низким, чем в Казани, процентом мусульманского населения, – продолжает Сафаргалеев. – В Казани эта мечеть должна быть только в центре города. Не всем казанцам это понравится. Совсем недавно, когда строили новую мечеть на улице к востоку от Казанского кремля, пришлось снести старинный дом, принадлежавший купцу и меценату Шигахмету Алкину. Горожане всех национальностей были недовольны. С другой стороны, восстанавливать все ветхие полуразрушенные дома в Старотатарской слободе очень дорого и практически нереально. Зачем давать умирать в муках старинным домам, превращать в захолустье центр Казани, когда можно на этом месте построить новую красивую мечеть?» – задается вопросом эксперт.
комментарии(0)