Фото Pyeongyang Press Corps/Pool/Getty Images
Папа Римский Франциск должен дать ответ на приглашение от лидера КНДР Ким Чен Ына посетить Северную Корею. 17 октября у президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина краткая остановка в Ватикане, во время которой он должен встретиться с понтификом и передать ему приглашение от главы КНДР. В администрации главы Южной Кореи заявили: Ким Чен Ын сказал, что он будет горячо приветствовать понтифика в Пхеньяне. «Президент Мун Чжэ Ин попросит у папы благословения, будет способствовать содействию Ватикана в поддержании мира и стабильности на Корейском полуострове, искать пути будущего сотрудничества с Ватиканом», – цитирует южнокорейское информагентство Yonhap News пресс-секретаря Мун Чжэ Ина Ким Ый Гёма.
Правозащитники критикуют желание Сеула быть посредником между Пхеньяном и Ватиканом. «В Северной Корее не разрешают поклоняться кому-либо, кроме семьи Ким. Ким Чен Ын добивается встречи с папой в целях пропаганды своего режима. Цель этой нечистой игры – попытка убедить мир, что они меняются, что им можно доверять», – заявил британской газете Telegraph правозащитник Сон Ен Чхэ, эксперт базирующейся в Сеуле правозащитной организации «Остановим геноцид в Северной Корее». По словам правозащитника, отец главы КНДР Ким Ир Сен предпринимал похожий маневр с религией. В 2002 году Ким Ир Сен посетил в Хабаровске православный собор святителя Иннокентия Иркутского. Потом при содействии властей КНДР руками местных рабочих в Пхеньяне за четыре года построили храм Живоначальной Троицы, очень похожий на собор в Хабаровске. Настоятель пхеньянского храма – гражданин КНДР священник Феодор (Ким Хве Иль), выпускник Московской духовной академии. Второй священник и регент хора – тоже местные. Гражданин КНДР Георгий (Хо Ир Чин) – глава Православного комитета КНДР, с которым сотрудничает связанное с правящей Трудовой партией Кореи (ТПК) Общество верующих КНДР.
На сайте «Остановим геноцид в Северной Корее» приведена история проповедника Сон Чон Нама. В начале 1990-х годов во время перебоев с продовольствием в стране жена Сона была арестована за «клевету» на продовольственную политику ТПК. Во время допроса у беременной женщины произошел выкидыш. Ее супруг – сотрудник службы безопасности Ким Ир Сена, добился освобождения жены, и в 1998 году семья уехала в Китай. После смерти жены коммунист-беженец близко сошелся с действовавшей тогда в КНР евангелической миссией из Южной Кореи во главе с американцем корейского происхождения Робертом Паком. Сон помогал Паку нелегально перевозить в КНДР литературу и аудиоматериалы миссии, где ссылками на Библию обосновывалась «сатанинская» сущность правящего режима в КНДР. Против «вождя Кима» при помощи Сона в миссии настраивали обращаемых в христианство граждан КНДР, которые временно оказались в КНР и должны были вскоре вернуться в КНДР. Вернувшийся на родину Сон стал резидентом миссии Пака в КНДР. Пользуясь старыми связями в ТПК, он устроился на руководящую работу в военное ведомство и использовал служебное положение для распространения вероучения своей деноминации. По данным евангелических ресурсов, с помощью Сона обратились в христианство более 135 тыс. граждан КНДР. В 2006 году Сон Чон Нам был арестован и приговорен к смертной казни за государственную измену и шпионаж в пользу США. Суд счел, что под «крышей» своей христианской миссии военный чиновник передавал в Вашингтон данные по ядерной программе КНДР и другие сведения, составляющие государственную тайну. Сон умер в камере смертников в 2008 году.
По данным базирующейся в США Международной христианской ассоциации Азии (МХАА), режим Ким Чен Ына развернул в стране сеть сексотов – граждан КНДР, которые за денежное вознаграждение доносят о деятельности в стране западных христианских миссий. Выявленных прихожан и пасторов заключают в тюрьмы и трудовые лагеря. Как сообщает МХАА, о нелегальных перевозках в КНДР христианских материалов из США госбезопасности сообщают завербованные ею контрабандисты, через которых миссионеры обычно завозят в КНДР свой груз.
На фоне репрессий в отношении американских христианских миссий ситуация с католиками в КНДР стоит особняком. Как сообщает Catholic News Agency (CNA), католические епископы Южной Кореи способствовали состоявшимся месяц назад переговорам в Пхеньяне между лидерами обеих Корей. Президент Южной Кореи и его семья – верующие католики. Южнокорейские последователи католичества – посредники на переговорах между Пхеньяном, Сеулом и Вашингтоном по ликвидации ядерного оружия на Корейском полуострове. CNA сообщает, что Ким Чен Ын пообещал закончить денуклеаризацию своей страны к 2021 году в обмен на уступки со стороны США. 7 октября глава КНДР на эту тему беседовал в Пхеньяне с госсекретарем США Майклом Помпео.
Приглашение главой КНДР папы Франциска в свою страну – стремление Пхеньяна наладить свои политические отношения, сказал «НГР» руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. «Глава КНДР хочет уйти от денуклеаризации – отношения Пхеньяна с Западом идут сейчас только в этой области – в пользу транснациональных и трансграничных контактов. В принципе Ким Чен Ын через Ватикан может получить поддержку католической паствы папы Франциска в Южной Корее и остальных странах мира. Глава КНДР сейчас нуждается в создании и расширении во всем мире личного позитивного имиджа. КНДР на Западе называют страной воинствующего атеизма, где часть верующих – за решеткой, а остальные находятся в виртуальном концлагере. По Конституции КНДР атеизм – действительно государственная идеология, но он там далеко не воинствующий. Ведь в КНДР не распространена практика регулярного посещения церквей, богослужений, крайне мало верующих».
Визит Франциска в Пхеньян, говорит Алексей Маслов, вряд ли возможен, пока Ким Чен Ын не покажет, что решает ряд проблем. «Основная проблема – денуклеризация. Вторая – Ким должен сделать несколько необходимых заявлений о максимальной веротерпимости в КНДР и открытости страны для любых религий. Неважно, будут действовать эти религии в Северной Корее или нет. И вряд ли понтифик будет готов в ближайшем будущем встретиться с Кимом – лидером, у которого в мире двусмысленный политический имидж. Но как более отдаленная перспектива этот визит вполне реален», – считает эксперт.
комментарии(0)