Кармапы-антагонисты познакомились друг с другом в эти солнечные октябрьские дни. Фото с сайта www.kagyuoffice.org
Два альтернативных главы школы тибетского буддизма карма-кагью, двое кармап, Оргьен Тринлей Дордже и Тринлей Тхайе Дордже, после долгих лет противостояния стоящих за ними сил неожиданно провели несколько встреч во Франции.
Ситуация с двумя, а то и более претендентами на пост главы одной из ведущих тибетских буддийских школ – кагьюпы – осложнена самим характером этого сакрального звания. Кармапа не просто религиозный чиновник – он почитаемое буддистами воплощение ботхисатвы Авалокитешвары, подобно далай-ламе и другим «перерожденцам». Главы тибетских буддийских школ имеют всеобщее значение. Даже в относительно закрытом феодальном Тибете случаи, когда возникали неясности и конфликты из-за нескольких претендентов на престол (например, того же далай-ламы в начале XVIII века), производили потрясения, подобные происходящим сегодня в связи с вопросом автокефалии украинской церкви. Масштаб проблемы экстраполировался вместе с выходом тибетского буддизма на международный уровень.
Не вдаваясь подробно в историю конфликта, стоит напомнить ключевые ее моменты. Кармапа – перерождающийся глава школы карма-кагью, одной из 16 подшкол тибетской буддийской традиции кагьюпа, самой крупной и известной в мире. Окрашенное кровью столкновение кагьюпы и гелугпы в политической борьбе – одна из самых печальных страниц в буддийской истории Тибета. Кстати, именно кармапа положил в XII веке начало традиции перерождающихся учителей – ринпоче, или тулку, о чем с гордостью говорят последователи карма-кагью.
После смерти кармапа-ламы XVI в 1981 году начались традиционные процедуры поиска предсказанного самим ушедшим следующего воплощения. Но в какой-то момент между ответственными за выбор и решение, Шамаром Ринпоче и Тай Ситу Ринпоче, случилась размолвка. Шамарпа, второй лама в иерархии Кагью, выбрал будущего Тхайе Дордже, его выбор поддержал европейский лама Оле Нидал, во многом благодаря усилиям которого кармапа (и сама традиция карма-кагью) стал широко известен в мире. Оргьена Тринле, которого выбрал Тай Ситу, поддержали большинство прочих лам, далай-лама и правительство Китайской народной республики. И вот уже четверть века, с 1992 года, когда свое решение вынес далай-лама XIV Тензин Гьяцо, сплотившиеся вокруг обоих претендентов сторонники и силы находились в атмосфере взаимной неприязни и вражды, лишь в последние годы начавшей понемногу разряжаться.
С сакральной точки зрения кармап вообще может быть много, не зря же у Авалокитешвары – бодхисатвы сострадания, воплощением которого считается кармапа, тысяча рук. Потому и при полном произнесении титула того или иного «перевоплощенца» уточняется «воплощение речи, ума или тела того-то». Потому и присутствует непонятный небуддистам феномен множества перевоплощений одного персонажа, иной раз в одно и то же время, и наоборот – воплощением нескольких «личностей» в одном человеке.
комментарии(0)