0
13634
Газета События Печатная версия

02.10.2018 17:40:00

Буддисты потеряли «небесную драгоценность»

Скончался популярный учитель тибетской традиции

Тэги: буддизм, дзогчен, лама, тибет


буддизм, дзогчен, лама, тибет Фото с сайта https://dzogchen.net

Буддийский учитель Дзогчен Намкай Норбу Ринпоче «завершил свое земное существование», сообщило руководство Международной дзогчен-общины. Его официальная биография общедоступна: родился в 1938 году в Восточном Тибете, в три года был определен как перевоплощение учителя Дзогчен XIX века Адзома Другпа, впоследствии – еще и нескольких других учителей. Его имя означает «Драгоценность, посланная небом». Подобно многим соотечественникам, эмигрировал в Индию после китайской оккупации Тибета. Приглашенный знаменитым тибетологом и религиоведом Джузеппе Туччи, преподавал тибетский и монгольский языки в университете Неаполя, получив должность профессора. Намкай Норбу провел большую исследовательскую работу в области тибетологии, лингвистики, астрологии, тибетской медицины. Случился однажды в связи с этим и курьезный случай – непродолжительное время он был «невъездным» в Россию из-за упоминания в исследовании по восточной медицине рецептов, для которых традиционно использовались ткани человеческого тела.

Намкай Норбу создал Ассоциацию международной солидарности в Азии (ASIA), занимающуюся образовательной и медицинской благотворительностью среди тибетцев. В 1989 году основал институт «Шанг-Шунг», цель деятельности которого – сохранение тибетской культуры, развитие знаний о ней и ее распространение. 10 сентября с.г. президент Италии Серджио Матарелла наградил Намкая Норбу орденом «За заслуги».

В середине 1970-х годов начал преподавать учение дзогчен. Он был первым тибетцем, начавшим распространение «Учений великого совершенства» в западном мире. Дзогчен, или «Путь самоосвобождения», описывается как высшая «колесница» из всех девяти буддийских систем, самая глубинная суть Дхармы Будды и способ ее практической реализации. И в учении, и в прочей деятельности он последовательно избегал отождествлений с той или иной школой, традицией или воззрением. Даже принадлежность к буддизму – свою, учения дзогчен и учеников – он считал формальностью, о чем и рассказал в интервью «НГР», которое дал несколько лет назад: «С точки зрения учения дзогчен, мы должны быть свободны от ограничений – будь то политические, религиозные или иные другие. Тем не менее таковые присутствуют в общественной жизни, поскольку социум – ограниченная структура. Поэтому я, с одной стороны, не следую конкретному религиозному учению, а с другой – цитирую Будду Шакьямуни. Слова Будды Шакьямуни – это не религия, поскольку они апеллируют к знанию, лежащему за пределами религии. Впрочем, мы тоже существа ограниченные, поэтому зовем это «религией», «буддийской традицией» и т.д. Будда Шакьямуни не говорил о «буддизме» или «школе», все эти ограничения возникли гораздо позже. То, чему я учу, равно как и то, что я практикую, находится за пределами подобных ограничений».

Намкай Норбу – типичный представитель «переходного» типа духовных учителей. Переходного от традиционных, классических ортодоксальных лам и гуру, принадлежащих к определенной школе и традиции, как правило монахов, и действующих с учетом множества правил и предписаний – и преподающих сложное ритуализированное учение с множеством «регулирующих принципов» ограниченному числу учеников. Другой подход – у лам типа Оле Нидала, распространяющих «облегченный» и упрощенный специально для современного европейца буддизм. Буддизм, адаптированный для западного человека с его привычным «джентльменским» набором – правами человека, подсознательным наследием иудеохристианской культурной парадигмы и поглощенностью «сансарой» – работой, карьерой, семьей.

Намкай Норбу получил полноценное классическое буддийское образование и множество необходимых и важных буддийских посвящений – это гарантировало его полномочия и традиционность передаваемого учения. При этом, переехав в Европу, он вел жизнь простого мирянина, преподавал в университете, женился на итальянке. Их сын Еше Сильвано Намкай, кстати, тоже признан перевоплощением – дяди своего отца в прошлой жизни. Учения и практики дзогчен, передаваемые Норбой, также максимально упрощены и сокращены для адаптации к способностям и возможностям западного человека.

Согласно убеждением своих последователей, Намкай Норбу «не совсем» еще умер, а находится в состоянии посмертной медитации – тукдам, которое может продлиться от трех до семи дней.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

ВЫСТАВКА "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России"

0
5775
Тюремные мечты Дон Кихота

Тюремные мечты Дон Кихота

Владимир Дудин

Премьера мюзикла "Человек Ламанчский" состоялась в Самаре

0
5038
Страны монашеской демократии

Страны монашеской демократии

Михаил Стрелец

Буддийские партии сравнивают и с христианской демократией, и с исламистскими движениями

0
17465
Благородные истины геополитики

Благородные истины геополитики

Андрей Мельников

Самобытность российского буддизма отлили в бронзе

0
8034

Другие новости