После визита Владимира Путина в Рогожскую слободу в мае 2017 года для староверов открылись новые возможности. Фото с сайта www.rpsc.ru
Визит президента России Владимира Путина в Рогожскую слободу и его встреча с митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Корнилием (Титовым) запустили новые процессы в среде старообрядчества. 8 марта с.г. в Московской митрополии РПСЦ состоялось рабочее совещание по подготовке к празднованию 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году. 1 июня с.г. пройдет конференция по проблемам староверов-переселенцев, возвращающихся в Россию из-за рубежа. Сайт Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума сообщает, что 1 и 2 октября с.г. состоится Всемирный старообрядческий форум. Наконец, 9 января был учрежден благотворительный фонд «Правда русская», занимающийся «сохранением, развитием и распространением древлеправославных духовно-нравственных ценностей и традиций». Он совместно создан РПСЦ, Русской древлеправославной церковью (РДЦ), Древлеправославной поморской церковью (ДПЦ) и Древлеправославной старопоморской церковью федосеевского согласия (федосеевцами), а председателем попечительского совета стал заместитель генерального директора по финансовым вопросам ГК «Ростех» Игорь Завьялов.
По словам координатора Рабочей группы межстарообрядческого сотрудничества Михаила Шахова, связь между объединениями осуществляют несколько органов. В первую очередь это государственная рабочая группа по содействию в переселении старообрядцев из-за рубежа на историческую родину, которую возглавляет заместитель руководителя администрации президента Владимир Островенко. В апреле, рассказал «НГР» Шахов, состоится экспедиция к старообрядцам Южной Америки, целью которой станет налаживание связей с рассматривающими перспективы переезда общинами. Но эти планы могут остаться нереализованными. Демографы настаивают, что государственная программа переселения соотечественников требует серьезных изменений – в частности, в вопросах получения переселенцами российского гражданства, в котором им часто отказывают по незначительным основаниям (подробности в «НГ» от 19.03.18).
Межобщинная рабочая группа по взаимодействию с обществом и государством в настоящее время занимается в основном вопросами организации Всемирного старообрядческого форума. «В религиозном плане какого-то сближения и экуменизма здесь нет, это было четко обозначено с самого начала, но предполагается, что староверческие Церкви не будут отмечать юбилей поврозь, а будут реализовывать совместные проекты в рамках культурно-исторической части», – говорит Шахов.
«Мы уже пригласили представителей прибалтийских Церквей: существует Центральный совет поморцев Латвии, Высший совет старообрядцев Литвы, а также представители Белоруссии. Центральный совет Поморской церкви есть в Латвии, есть Высший совет в Литве, в Польше и Белоруссии. Давно подписан договор о сотрудничестве с обществом липован (группа старообрядцев поповского направления. – «НГР») Румынии. У нас есть и индивидуальные отношения с представителями Молдавии и Украины, но в силу сложной ситуации мы пока не знаем, будут ли приглашены украинские организации или только частные лица. Примерно так же обстоят дела и с празднованием 400-летия протопопа Аввакума» – рассказал «НГР» председатель правления Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума Максим Пашинин, который входит в состав рабочей группы. Наконец, подготовку празднования 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума в 2020 году осуществляет отдельный организационный комитет – последняя из структур с разным статусом и пересекающимися функциями.
Тем не менее далеко не все разделяют энтузиазм в отношении интеграционных инициатив. «Разумеется, староверы Эстонии не отделяют себя от своих российских братьев и их проблем, новостей и событий. Могу сказать лично от себя, что я очень благодарен Российскому совету ДПЦ за помощь и поддержку многих наших начинаний. Сотрудничество и контакты с российскими староверами у нас есть не только на официальном уровне, но и на личном», – рассказал «НГР» председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Варунин. «Но что касается вопросов рабочей группы межстарообрядческого сотрудничества, то здесь ситуация противоположная. Ни на одно из заседаний никто из Эстонии не был приглашен и не оповещен о планируемых мероприятиях. Насколько мне известно, на одном из первых заседаний круглого стола вопрос об участии Эстонии поднимался представителем «семейских» староверов Сергеем Петровым, но организаторы сочли наше участие нежелательным». Причину этого Варунин затрудняется предположить: «Возможно, у кого-то из организаторов, «оседлавших» тему межстарообрядческого сотрудничества, есть личная неприязнь к руководству Союза старообрядческих общин Эстонии или это «заказ» от какой-то другой стороны, но на текущий момент во всех мероприятиях о существовании староверов Эстонии даже не упоминается. Более того, летом прошлого года в Таллине в рамках мероприятий межстарообрядческого сотрудничества в частном музее прошла конференция об иконописи. Организатором был Культурно-паломнический центр им. Протопопа Аввакума. Никто из руководства союза и ни один из наставников на это мероприятие не был приглашен. На наш запрос музею о мероприятии был дан ответ, что организаторы выразили нежелание присутствия данных лиц».
Интерес элиты к старой вере – продукт духовного поиска, а не политического расчета, считает ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Интерес президента к монастырям очевиден. Вспомним тот же феномен епископа Тихона (Шевкунова), который позиционировал себя как преемник традиции псково-печерских монахов. В этот же ряд вписывается и внимание к старообрядчеству. Есть желание общаться не с иерархами, которые могут быть политиками и администраторами, а с людьми, которые, с точки зрения представителей власти, имеют связь с исторической религиозной традицией», – сказал он «НГР». С точки зрения эксперта, в этом проявляется отличие современной элиты от досоветской. В царской России старообрядчество было отделено от господствующей Церкви, но современная «реконструкция традиции» установила между ними знак равенства. Хорошей новостью для РПЦ, по его мнению, это назвать нельзя: «государевых людей» тянет к традиции, представители которой меньше похожи на чиновников. Больших возможностей в сфере «церковной дипломатии», считает Макаркин, у старообрядцев нет: «Старообрядцев не так много, и оказывать влияние на политические процессы они не могут, да и не собираются. Они осознанно стремятся быть подальше от политики. В старообрядческой среде много возможностей для конфликтов, и не только старых, но и достаточно новых: от разногласий по богословским вопросам до допустимого формата диалога с РПЦ. Им только внутренних политических конфликтов не хватало!»
комментарии(0)