Адвокаты помогли Андрею Попову снять обвинение в создании экстремистского сообщества. Фото агентства «Москва»
С жителя Москвы Андрея Попова, более известного как «бог Кузя», снято обвинение по статье 282.2 УК РФ (создание экстремистской организации) в связи с истечением срока давности по данному деянию. Такое решение принял Пресненский райсуд Москвы по ходатайству адвокатов обвиняемого. Следовательно, создание Поповым деструктивной организации, где женщин склоняли к сожительству с «богом Кузей» и били адептов, не может быть вменено Попову как уголовное преступление.
Создание экстремистской организации квалифицируется в РФ как преступление средней тяжести. Срок давности по таким преступлениям – шесть лет. Свою общину Андрей Попов создал около 11 лет назад, в сентябре 2007 года. Провозгласив себя православным епископом, «владыкой Романом», Попов собрал вокруг себя последователей – экзальтированных искателей «нецерковной» православной духовности. В свою организацию Попов привлекал в основном представительниц прекрасного пола. Харизматичный проповедник разбирался в женской психологии, хорошо знал православный церковный быт и умело пользовался маркетинговыми технологиями. «Бог Кузя» также читал лекции на православную тему, организовывая их в Почвенном институте имени Докучаева. Основным местом встреч была принадлежавшая «богу Кузе» квартира в Большом Кондратьевском переулке. По названию этого места всех постоянных адептов называли «кондратами» или «кондратками». «Кондратки» занимались тем, что собирали пожертвования на восстановление заброшенных храмов и монастырей в российской провинции, аккредитовываясь для этой цели на православные выставки, ярмарки и т.д. В удачный день «кондраты» могли насобирать до нескольких сотен тысяч рублей. Проводимые ими «литургии» и «вечерни», по словам свидетелей, соответствовали тому, что они видели в обычных православных храмах.
Другое дело, что образ жизни самозваного «епископа Романа» совершенно не соответствовал монашескому. Попов практиковал многоженство. Жены и наложницы отбирались лично «богом». Андрей Попов склонял к сожительству и замужних последовательниц, а сопротивлявшихся ему запугивал и «очищал»: избивал лично или давал приказ избить. Избивали по лицу резиновыми тапками. Избить могли по любому поводу. Например, за то, что адептка слишком много ест за «общинной» трапезой или пользуется косметикой. В тоталитарной атмосфере группы «бога Кузи» не вспыхнул бунт, потому что психика адепток была полностью подконтрольна Попову. Он внушал последовательницам, что после ухода из общины с ними произойдет что угодно вплоть до внезапной смерти. «Бог Кузя» умело играл на тонких струнах психологии. Он опирался на созданную им лично в общине внутреннюю организацию из числа особо отличившихся помощниц. Помощницы сами доносили на «ослушниц» и поощряли доносительство. Как и в других деструктивных культах, у «бога Кузи» практиковались «общие исповеди», где адепток вынуждали сознаваться в своих «прегрешениях». Каждая такая исповедь была унижением, и память об этом унижении также минимизировала возможность бунта в секте. Бывало, что экзальтированные девушки и женщины приводили к Попову своих мужей. Находящийся сейчас в розыске Виктор Пшеничный – правая рука «бога Кузи» был гражданским мужем бухгалтера общины Ольги Францевой.
Внутри «кондраток» существовала градация по степени их близости к «богу Кузе». Самыми близкими были жены Кузи, далее шли «апостолы». «Кондраток» еще называли «субботниками» – по дню недели, когда в секте проходили молитвенные собрания. Позже добавилась еще одна категория адептов – «понедельники». «Понедельники» не участвовали в обязательных для «кондраток» молитвенных собраниях и не были в курсе жизни общины. Основной обязанностью «понедельников» был сбор пожертвований на заброшенные православные храмы в провинции. Многие объекты пожертвований реально существовали, адепты имели с этими храмами и монастырями контакты и обладали юридическим правом собирать деньги на реставрацию. Но в реальности из условных 100 тысяч собранных пожертвований заброшенному храму отдавалась от силы тысяча, а все остальное шло в карман «богу Кузе».
В сентябре 2015 года полиция и ФСБ проводили спецоперацию по обезвреживанию «бога Кузи». В ходе обыска изъяли наличными 219 млн руб. и 150 тыс. долл. После недавнего снятия за сроком давности обвинений в создании деструктивного культа Андрею Попову инкриминируется только крупное мошенничество. Уголовное дело по статье 159 УК РФ (мошенничество) было возбуждено на Попова осенью 2015 года по результатам обыска в помещениях группы. В изъятых компьютерах и тетрадях оперативники обнаружили данные по мошеннической «бухгалтерии» общины Попова. Жертвой религиозного афериста, в частности, оказался бывший муж сожительницы «бога Кузи» Жанны Фролушкиной.
Кроме «бухгалтерской отчетности» силовики изъяли поддельные печати структур РПЦ, религиозную литературу, порнографию, в том числе детскую, а также экзотических животных. На одном из допросов Попов рассказал, что любит животных и назвал себя Кузей в память о попугае, который у него был в детстве. По другой версии, Кузей Попов стал в честь жившего в XIX веке православного просветителя народов Поволжья и Урала Кузьмы Андреева, известного также как «Кузьма – мордовский бог». Считается, что Андреев заслужил такое прозвище по причине того, что обожествлялся своими слушателями, представителями финно-угорских народов региона. Отметив отождествление Поповым себя с малоизвестным широкому кругу церковным просветителем, следователи выделили широкую эрудицию «бога Кузи». У Попова нашли удостоверения члена Союза писателей и Союза художников, в личном блоге он представлялся как «историк, философ, религиовед, психолог, поэт, писатель, композитор, певец, биолог». В действительности же энциклопедические знания Попова не ушли дальше религиозной эзотерики и парапсихологии. Все же его знаний хватило для того, чтобы знать особенности документооборота РПЦ и использовать в корыстных целях. Когда «бог Кузя» в 2007 году основал свою общину, у него на руках были умело подделанные документы РПЦ, свидетельствующие о том, что их предъявитель, иеромонах Роман (Попов), якобы рукоположен в епископы.
Как и другие подобные харизматичные лидеры, Попов продолжает контролировать своих адепток, даже находясь в СИЗО. «Кондратки» посещают все судебные заседания по «богу Кузе». В одном из судов несколько агрессивно настроенных «кондраток» напали на съемочную группу одного из федеральных телеканалов. Они нецензурно оскорбляли журналистов, били их и брызгали им в лицо слезоточивым газом из баллончиков. Цель этих выходок – третирование суда с целью развала уголовного дела «бога Кузи». Самозваный «бог» с 2015 года добился успехов на этом поприще.
Три года назад инкриминируемые ему деяния «тянули» на особо тяжкие преступления и «Кузе» грозило наказание вплоть до пожизненного заключения. Впоследствии адвокаты «бога» добивались смягчения вменяемого их подзащитному преступного состава. На январь с.г. суд вменяет Попову только мошенничество. Есть процессуальные помехи тому, чтобы Попова признали виновным по этой статье. Поклонницы Попова дарили своему кумиру квартиры, оформляя дарение с соблюдением всех формальностей. Вымогательство денег «на храмы» шло как разрешенный законом фандрайзинг. Учитывая, что бенефициарам – приходам храмов от Попова что-то все же перепадало, а адвокаты у Попова сильные, доказать факт мошенничества в процессе судоговорения, возможно, будет не так и просто.
комментарии(0)