Pew Research Center опубликовал доклад «Православное христианство в XXI веке». Согласно выводам исследования, христиане Эфиопии предстают куда более религиозными людьми, чем их единоверцы в государствах бывшего СССР. Постсоветские православные верующие наиболее «теплохладны» в плане выражения религиозных чувств во всем восточно-христианском мире.
Согласно опросу Pew, в России еженедельно посещают храм 6% верующих. 15% россиян заявляют, что религия важна в их жизни, совершают ежедневную молитву при этом 18%. В Украине воскресные богослужения посещают 12%, молятся ежедневно 28%, считают религию важной в своей жизни 20% православных верующих. В православной общине США посещают храм каждую неделю 31% опрошенных, молятся каждый день 57%, считают религию важной в своей жизни 52%.
Американские социологи выявили, что самые ревностные христиане живут в Эфиопии. Там храм посещают каждую неделю 78% верующих, совершают утренние, обеденные и вечерние молитвы 65%. На религию уповает практические все население Эфиопии – 98%.
Все же в Европе самые нерелигиозные православные живут не в России, а в Эстонии. Там храм в еженедельном режиме посещают 3% опрошенных Pew респондентов. В существование Бога однозначно верят 22% православных Эстонии. В России немногим больше – 26%. В США 100-процентно верят в Бога 61% православных людей, в Эфиопии – 89%.
Согласно опросу Pew, эта африканская страна еще и абсолютный чемпион по количеству верующих, соблюдающих посты (87%). В России постятся 27% православных респондентов. Это на 2% меньше, чем в Украине, и на 38% меньше православных Молдавии.
Интересно, что среди постсоветских людей больше верящих в дурной глаз, магию, ведьмовство и т.д., чем среди их братьев в Африке. Только 35% эфиопов верят в сглаз, а в колдунов и ведьм не верит практически никто. В России в сглаз верит 61% православных, в колдовство – 48%, в реинкарнацию – 31%.
Очевидно, что социологи из Pew в процессе работы и в тексте доклада пренебрегли многими особенностями христианских общин, где им пришлось работать. Церкви Армении и Эфиопии, которым уделено много места в исследовании, относятся к дохалкидонскому периоду истории восточного христианства. Методологически корректно паству этих Церквей выделять и анализировать как отдельную группу, а не вместе с остальными православными Церквами. Вероятно, социологи ориентировались на определение «православная», которое содержится в названии Эфиопской церкви, а не на «внешнюю» классификацию Церквей, опирающуюся на особенности их вероучения.