Исламский центр шаговой доступности работает под эгидой муфтията шейха Равиля Гайнутдина. Фото агентства «Москва»
В типовой жилой пятиэтажке на юго-востоке Москвы состоялось торжественное открытие мусульманского социально-культурного центра «Дар» под эгидой Духовного управления мусульман РФ. «Дар» получил помещение в прошлый Рамадан. Тогда ДУМ РФ запросило у мэрии Москвы помещение для социальных услуг мусульманам столицы. Власти столицы в лице вице-мэра Марата Хуснуллина пошли навстречу ДУМ РФ.
Надо сказать, что «Дар», дом для мусульман всех национальностей, в реальности похож на постпредство Татарстана. Художественная часть – картины Равиля Загидуллина, окунающие с головой в татарскую историю и татарский уклад. На стендах татарские музыкальные инструменты и вышитые платки. На памятных досках – грамоты и дипломы школьников-татар. Один диплом присужден за победу в международном творческом конкурсе под названием «Обаятельный Шурале». Шурале – персонаж татарского фольклора, лесной дух, ставший героем поэтической сказки классика татарской литературы Габдуллы Тукая. Произведения Тукая знает каждый татарский ребенок, это такое же достояние татар, как для русских детей – Пушкин. Поэтому, казалось бы, странное «проживание» мифического народного персонажа в мусульманском учреждении можно объяснить тем, что здесь национальный дух явственнее религиозного.
О том, что ислам – мировая религия, а не только достояние татарского народа, в «Даре» свидетельствует немногое. Но существенное. В библиотеке центра, названной именем татарского богослова XIX века Шихабутдина Марджани, много книг, переданных властями Бахрейна, ожидаются книги из Саудовской Аравии. Действующее при центре мусульманское «Мирадио» вещает на русском языке, а в музыкальных паузах звучат песни на языках всех стран, где компактно проживают мусульмане. В момент написания этих строк в эфире звучала композиция боснийского коллектива Rejjan – «Цветок Сребреницы», повествующая о трагическом событии, за которое отправился в тюрьму Слободан Милошевич. Эстрадный жанр транслируемых композиций также не совсем соотносится с представлениями о мусульманах, которых больше связывают с исполнением классических нашидов.
То, что структура муфтия Равиля Гайнутдина продвигает на волнах своего радио песни в жанре «Евровидения» – нетипичный случай. Не столь давно ДУМ РФ распространяло литературу, где музыка и музыкальные инструменты объявлялись харамом – запретным для правоверных, а разрешающие музыку богословские суждения – «вредными нововведениями» (бидъя) и «заблуждениями суфиев». От былого отрицания музыки муфтият Гайнутдина теперь отошел полностью, подтверждение тому – находящийся в студии «Мирадио» синтезатор. А именами некогда опальных суфиев – Галимжана Баруди, Мусы Бигиева и уже упомянутого Марджани теперь названы аудитории центра «Дар».
Наименование «многофункциональный центр» поначалу наводит на мысль, что «Дар» – привычный всем МФЦ, только для мусульман. Глава ДУМ РФ пояснил, что «Дар» не имеет отношения к этническому или религиозному «апартеиду». В центре проводят сертификацию на халяль. И не только. Хоть центр и мусульманский, сказал Гайнутдин, но библиотека «Дара» предназначена для всех желающих, например для студентов – арабистов и религиоведов. По словам муфтия, в библиотеке «Дара» есть книги, которых больше нет нигде в Москве.
Гость церемонии открытия актер Марат Башаров объяснил автору материала, почему он известен не только как герой светской хроники, но и как посол мусульманской благотворительнности. «Все потому, наверное, что меня так родители воспитали, – сказал Башаров. – В советские годы очень многие стеснялись и боялись указывать свою национальность. А я в 16 лет с гордым выражением на лице попросил, чтобы меня записали татарином. Дома у меня говорили на татарском языке, папа примерно лет с четырех водил меня в мечеть. Я думал как-то, какое у меня кредо. Потом вспомнил, что мне говорила всю жизнь мама: «Если в тебя бросают камень, ты бросай едой». Актер хотел бы, чтоб его сын Марсель ходил в «Дар».
В открывшемся социально-культурном центре есть клубы как для детей, так и для взрослых. «Резидентов» тут обучают как в академии – от основ ислама и арабского языка до боевых искусств. Здесь есть даже курсы робототехники. «Потребность женщины вне зависимости от возраста, социального и семейного положения – это общение, признание и уважение», – представляет себя женский клуб «Алия». Там мусульманки еще и занимаются спортом. Создательницы «Алии» выясняли, много ли в Москве мест, где мусульманки могут заниматься спортом «без назойливых мужских взглядов», и выяснили: таких мест в столице нет.
Определение «социальный» предполагает служение обездоленным слоям мусульманского общества. «Дар» – это убежище для трудовых мигрантов и оказавшихся в Москве беженцев-мусульман из горячих точек. Такими убежищами для мусульман традиционно являются мечети – самое «узкое» и больное место в Москве. ДУМ РФ не упускает возможности напомнить: мечетей в столице куда меньше, чем православных храмов. Но опыт с Соборной мечетью Москвы дал понять ДУМ РФ, что чем помпезнее проект, тем он затратнее. Социальные центры типа «Дара» имеют куда большую отдачу, чем мечети. В мечети мусульманин только молится и общается, а в «Даре» он может также работать, отдыхать и даже жить. Притом не один, а с семьей.
В ДУМ РФ хотят, чтобы аналогами «Дара» власти Москвы позволили одарить каждый район столицы. В условиях затянувшегося кризиса падает уровень жизни не только трудовых мигрантов столицы, но и всех москвичей. Если русскому потребуется помощь в «Даре», то ее окажут, не спрашивая его о вере. Но приобщения к исламу скорее всего будет трудно миновать. Как убедился автор этого текста, в детских кружках «Дара» вместе с татарами, башкирами и казахами занимаются русские ребята, которые вместе со всеми произносят фразу «Бисмилляхи рахмани рахим». Думается, дело не только в нежелании юных русских быть среди сверстников-мусульман белой вороной, но и в факторе «мягкой силы». Витающий в «Даре» приветливый дух татарской общины движет незнакомого с исламом человека узнать, чем живет закрытый для него мир религии пророка Мухаммеда. Мусульманское социальное служение – это и ненавязчивый дагват (призыв) к принятию ислама. Практика показывает, что чем более человек потерян в жизни, тем дагват действеннее.