0
2580
Газета События Интернет-версия

06.09.2017 00:01:00

Храм потеснит Русскую учительницу

Тэги: махачкала, собор, дагестан, ислам, православие


15-13-2.jpg
Для многих горожан в памятнике
Русской учительнице больше
священного смысла, чем в культовом
 здании. Фото автора

Жители Махачкалы недовольны строительством в городе храма Александра Невского, будущего кафедрального собора Махачкалинской епархии РПЦ. Поводом для недовольства стало выбранное властями место – зеленая зона на юго-востоке города, в парке у озера Ак-Гель, где стоит памятник Русской учительнице. На сайте Change.оrg размещено письмо – петиция патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой остановить стройку. Авторы петиции утверждают, что строительство собора лишит горожан одного из немногих оставшихся в городе экологически чистых мест для прогулок и отдыха.

О строительстве собора в конце 2016 года известил епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам (Пономарев) (см. «НГР» от 21.12.16). Участок земли под будущий собор был утвержден осенью прошлого года генпланом Махачкалы на 2017 год, выработанным мэрией столицы Дагестана. «По нашей информации, территория парка Ак-Гель незаконно уменьшена более чем на 1 гектар для строительства кафедрального собора Александра Невского», – говорится в петиции на имя патриарха Кирилла. Противники строительства собора указывают, что по генплану собор должен встать в зеленом квадрате между памятником Русской учительнице, торгово-развлекательным комплексом «Пирамида» и недавно открытой квартальной мечетью. Под будущий главный православный храм Дагестана, согласно генплану, отдано 1,95 тыс. кв. м. «Данное строительство ограничит нас в пользовании единственным парком восточной части города, – считают противники строительства собора. – Махачкалинцы и их дети буквально изнывают от того, что им не хватает экологически благоприятных мест для прогулок и отдыха».

По мнению авторов петиции, мэрия города могла бы найти иное место для строительства собора, однако она сознательно раздала огромные участки вблизи парка Ак-Гель частным застройщикам. «А под строительство собора определила парк, зная, что общественности, в основном состоящей из мусульман, будет сложно протестовать против строительства объекта христианского культа. Законодательство России гарантирует людям право на благоприятную окружающую среду, беспрепятственный доступ к объекту общего пользования». Противники строительства собора возле озера Ак-Гель утверждают: появление главного храма на выделенном мэрией месте будет нарушением природоохранного законодательства РФ и федерального закона о местном самоуправлении, по которому, прежде чем строить где-то культовое сооружение, муниципальные власти должны провести публичные слушания. Дагестанская газета «Черновик» сообщает, что без полагающихся по закону консультаций с местными жителями осенью прошлого года был совершен вывод парковой территории под строительство храма. Будущий собор пошел по генплану Махачкалы в одном «пакете» с другими запроектированными стройками в районе Ак-Геля: элитными жилыми комплексами, банкетным залом на водной глади озера и т.д.

По этим будущим стройкам публичных слушаний не проводилось. ФЗ «О местном самоуправлении» от 2003 года рекомендует, чтобы муниципальные власти консультировались с населением насчет землепользования и застройки, но не обязывает делать этого. Слушания, согласно тексту закона, проводятся по инициативе властей или горожан. Раз инициативы нет, значит, нет необходимости и в слушаниях. Посему чреватая скандалом храмостроительная инновация мэрии Махачкалы с формальной точки зрения нарушением закона не является. Тем более что Дагестан – это сплошной прецедент по этому вопросу. В республике около 3 тыс. мечетей, и точно неизвестно, консультировались ли власти с населением по поводу их строительства. А экс-мэр Махачкалы Саид Амиров, финансировавший стройку мечетей в городе из своих личных средств, никогда не спрашивал у махачкалинцев, нужно им это или нет. При Амирове превратилась в зону точечной коммерческой застройки территория вокруг озера Ак-Гель. Власти Дагестана многократно обращали внимание на сомнительную законность «амировских» объектов у озера. Но договоры на эти объекты до сих пор в суде не оспорены.

«Весной прошлого года на территории Дома правительства Дагестана открыли православный храм князя Владимира и небольшую мечеть, – сказал «НГР» дагестанский адвокат Расул Кадиев. – Даже я, юрист, не могу точно сказать, были ли слушания по строительству этих объектов». «Генплан города, который висит на сайте мэрии, был утвержден не в процессе общественных слушаний, а при имитации таковых, – продолжает Кадиев. – Общественные слушания – это вообще проблема федерального масштаба. Что представляют собой эти слушания в реальности? В муниципалитете собираются странные люди, у которых никто даже не удосуживается проверить прописку. В Дагестане фиксировалось, когда на слушаниях по жизненно важным вопросам выступали не местные жители, а приезжие из Москвы и других регионов».

Кто будет генподрядчиком строительства собора, точно неизвестно. Мэрия Махачкалы от комментариев воздерживается. Пресс-служба Махачкалинской епархии сообщает, что собор не ограничит доступа горожан к парку и что вопрос со стройкой главного храма был решен еще в 2014 году. Махачкала с 2012 года – центр новообразованной епархии, следовательно, раз есть епископ, должен быть и кафедральный собор. В епархии подчеркивают, что построенный собор Александра Невского будет не «новоделом», а созданным заново одноименным храмом конца XIX века, взорванным в 1953 году. Возродить собор в честь святого князя на прежнем месте, то есть на центральной площади города, невозможно: на месте бывшего старинного храма располагается Дом правительства Дагестана. Как отмечают в епархии, русским махачкалинцам, которых, по данным на 2010 год, было 35 тыс. человек, нужен большой красивый храм. Третий по счету. Два имеющихся храма маловместительны. Самый большой из них, Свято-Успенский, находится на окраине города и вмещает от силы 500 человек.

В епархии считают, что махачкалинцы одобряют стройку храма в парке, а протесты распространяют несколько человек, которых никто не уполномочивал говорить от имени горожан. «У нас уважают религиозные чувства местных русских, – сказал «НГР» политолог Амиль Саркаров. – Но люди, в том числе и местные русские, не хотят, чтобы храм стоял в парке возле озера Ак-Гель. Собор займет свободную часть парка за памятником Русской учительнице, а не весь парк, но и отъема этого куска людям достаточно, чтобы быть недовольными. Собор встанет в том месте проспекта Петра Первого, где впритык друг к другу стоят кинотеатр, аттракционы и мечеть. Вокруг озера за последние три года построили много высотных домов. Образовалась теснота, аномальная даже по махачкалинским меркам. Когда по пятницам в мечети намаз, в районе транспортный коллапс. Машины при парковке верующие бросают как попало. В этом бедламе ставить еще и собор, на мой взгляд, неправильно. И главное, у большого собора на тысячу человек не будет прихожан. Русских у нас не 35 тыс., как считается официально, а гораздо меньше, и не все они активные верующие. На большие праздники в Успенском храме, который был до прошлого года единственным, очень мало народу. Русские не хотят собора в этом месте еще потому, что не хотят раздражать мусульманское большинство. Когда только пошли разговоры о соборе в парке, наши дагестанцы вспомнили, как зимой этого года хотели вырубить парк Ленинского комсомола под музей «Россия – моя история» (исторический парк, открытие которого запланировано на 1 октября с.г., будет представлять собой копию московской экспозиции, созданной под патронажем епископа Тихона (Шевкунова). – НГР»). В социуме на пустом месте появился мотив «православные наглеют», переросший в то, что «русские здесь чужие». Вбросили слух, что скоро взорвут Аварский театр, потому что раньше на его месте тоже стоял православный храм. Рознь раздувают провокаторы, но провокационные настроения заразительны». «Поэтому в стройке храма возле озера наши люди видят не заботу о чувствах верующих, а пропагандистский жест властей, чреватый негативными последствиями», – резюмировал Амиль Саркаров.            

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
577
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
614
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
263
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
379

Другие новости