Злоумышленнику удалось только зажечь «коктейль Молотова», но он рассчитывал взорвать баллоны с газом внутри УАЗа. Фото URA.RU/ТАСС
Когда таинственная организация «Христианское государство – святая Русь» в начале с.г. угрожала взрывать кинотеатры, где будет демонстрироваться фильм Алексея Учителя «Матильда», многие сочли эти предупреждения пустым бахвальством маргиналов. Между тем угрозы продолжали поступать и позднее. Последняя из них датируется августом. И вот полыхнуло по-настоящему.
Рано утром 4 сентября мужчина за рулем автомобиля УАЗ протаранил вход в кинотеатр «Космос» в Екатеринбурге. Машина была заполнена баллонами с газом, и водитель, выйдя из кабины, бросил в фойе кинотеатра бутылку с зажигательной смесью. Он рассчитывал на то, что начавшийся пожар охватит автомобиль и произойдет взрыв газа в баллонах. Однако огонь достаточно быстро потушили, и замыслы злоумышленника не воплотились.
Преступника допросили. Он рассказал, что его имя Денис Мурашов, он прибыл в Екатеринбург накануне, весь предшествовавший день провел в Храме на Крови, посвященном памяти Николая II, а затем «поехал в кино». Цель – кинотеатр, Екатеринбург – город, где разворачивались наиболее яркие события проходящей в течение года кампании против «Матильды», – все это позволило быстро предположить, что атака инспирирована истерикой, полыхающей в среде противников фильма, который, по их мнению, оскорбляет память царя, прославленного РПЦ как новомученик и святой.
Znak.com сообщил со ссылкой на знакомых злоумышленника, что тот был настроен против фильма Учителя. СМИ исследовало аккаунты Мурашова в соцсетях и обнаружило доказательства его интереса к проблемам политического православия. Анализ контента позволил предположить, что мужчина близок к маргинальным течениям отечественного православия, практикующим культ сомнительных святых и исповедующим крайнюю нетерпимость по отношению к инакомыслию.
Неделей ранее петербургскую студию режиссера ленты, ставшей скандальной еще до выхода на экраны, забросали бутылками с зажигательной смесью. Пожар в студии не столько нанес материальный ущерб, сколько перенес дискуссию о фильме про любовную связь российского императора и балерины из области вербальных провокаций в сферу противозаконного насилия.
Инциденты в Екатеринбурге и Петербурге многие расценили как результат кампании, которую ведет против ленты Учителя депутат Госдумы и бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская. Этот процесс отмечен рядом этапов, каждый из которых открывал все более абсурдные страницы в истории развития отечественной политической культуры. Здесь были и обращения в прокуратуру, и молитвенные стояния православных активистов, дошло до того, что Поклонская с картинками в руках обсуждала творческий путь порноактера, сыгравшего роль Николая II. Тональность дискуссии, идущая по нисходящей вплоть до водевильно-опереточных нот, вдруг переросла в акты политического террора.
Поклонскую в этой борьбе поддерживает ряд заметных фигур, среди которых священнослужитель и бывший функционер Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он посвятил теме борьбы с «Матильдой» массу выступлений и реплик, в частности 4 сентября, то есть уже после инцидента с кинотеатром «Космос», Чаплин сделал в соцсети запись, в которой поддерживает разыскания Поклонской в области порноискусства. «Г-н Айдингер (актер, исполняющий роль царя. – «НГР») в своем аккаунте вовсю играет с сатанинскими символами, старается принизить символы христианские… – пишет священнослужитель. – Не говорите мне после этого, что выбор сего актера на роль царя Николая был случаен. На самом деле я убежден, что «Матильда» – это оккультно-мистическая, сатанинская манипуляция над Россией. Символическое цареубийство. Даже если не все создатели фильма это вполне осознают».
Впрочем, официальные церковные представительства поспешили осудить поступок Мурашова. Вечером 4 сентября Екатеринбургская епархия РПЦ выпустила специальное заявление, оно опубликовано на епархиальном сайте. «Нападение с попыткой поджога на ККЦ «Космос» расцениваем как беспрецедентный общественно опасный акт, заслуживающий безусловного осуждения и наказания виновных, какими бы мотивами они ни руководствовались», – говорится в сообщении. Однако в этом тексте осуждению злодеяния уделено меньше места, чем сетованиям на то, что мнение верующих людей не учитывается и отсутствует диалог по поподу «Матильды». «Выражаем опасения, что в год 100-летия трагической гибели царской семьи демонстрация художественных произведений, разделяющих граждан России, не может быть средством построения мира и взаимного уважения», – также заявляют в епархии. Тем самым епархия как бы перекладывает ответственность за случившееся на тех, кто защищает право режиссера на свободное творчество.
Сам Алексей Учитель обвинил Наталью Поклонскую в поддержке террористов. «Мы видим, как на наших глазах формируется под видом религиозной новая террористическая организация. Не имеющая отношения ни к российским традициям, ни к истинному православию. Их интересуют лишь дестабилизация в обществе, насилие, война. Мы знаем имена тех, кто стоит за ними», – цитируют СМИ пресс-релиз режиссера. По его словам, за ними стоит Поклонская, которая «не скрывает, что поддерживает данные организации и обеспечивает им прикрытие». О каких организациях конкретно идет речь, не уточняется.
Между тем православные общественники из движения «Сорок сороков», участвовавшие во всероссийском «молитвенном стоянии против «Матильды» 1 августа, после первой атаки на студию Учителя в Петербурге предложили режиссеру свою защиту. «Инцидент со студией господина Учителя – это провокация, призванная очернить верующих, обоснованно протестующих против его фильма «Матильда». Для нас заповедь «не убий» незыблема», – заявил лидер движения Андрей Кормухин. Он предположил, что на режиссера готовится нападение. Учитель от покровительства «Сороков» отказался. «Зачем они собрались меня охранять и от кого, от самих себя, что ли?» – цитирует автора «Матильды» РИА Новости. Между тем очередное «стояние» против фильма православные активисты назначили на 17 сентября. Напомним, что самой ленты еще почти никто не видел, премьера пройдет только в октябре.
Эта борьба с не виденным никем фильмом, чувства, оскорбленные миражом предполагаемого святотатства, придают ситуации несколько абсурдный и в то же время зловещий характер. Складывается ощущение, что дело не в конкретной киноленте, а в показательной психологической (пока еще!) экзекуции над так называемым креативным классом (можно использовать старое доброе слово «интеллигенция»). В этот контекст вписывается и дело театрального режиссера Кирилла Серебренникова. Хотя околоцерковные силы формально не задействованы в дискуссиях вокруг режиссера-авангардиста, но при обсуждениях мало кто обращается к сути коррупционных обвинений в адрес Серебренникова, разговор идет в контексте противостояния Гоголь-центра консервативной эстетике официального искусства. Противники отмечают «аморальность» и «космополитизм» режиссера, а сторонники – либеральное фрондерство и неприятие «духовных скреп».
Таким образом, на представителей современной культуры и – шире – интеллигенцию обращено зловещее внимание самых обскурантистских сил в религиозном сообществе. Интеллигенция, в свою очередь, обезоружена своим пиететом перед религиозной повесткой, считая обскурантистские проявления происками политического «режима», а не природной сущностью религиозной практики. С одной стороны, вседозволенность ревнителей «скреп», а с другой – прекраснодушные иллюзии либеральной фронды превращают политическую церковность в идеальное оружие против креативного класса.
Этот процесс позволяет сделать былью то, что еще недавно считалось фантасмагорией: «православный Талибан», или «православный ИГИЛ» (Талибан и ИГИЛ - запрещенные в РФ террористические организации - прим. "НГР"). Возможно, нам предстоит запомнить 4 сентября 2017 года – день, когда отечественные ревнители христианского благочестия прибегли к методам серьезного, совсем не опереточного террора.