Многие христиане США верят в то, что человеку предопределено испытать ужасы социального дна. Фото Reuters
Washington Post и Kaiser Family Foundation провели исследование, результаты которого показали разницу в восприятии причин бедности между представителями различных религиозных групп США, а также нерелигиозных граждан. В исследовании участвовали 1686 взрослых американцев. Респондентам было предложено оценить, что же именно является причиной бедности человека: недостаток предпринимаемых собственных усилий или же суровые внешние обстоятельства, с которыми человек не может справиться?
Мнение, согласно которому причиной бедности являются внешние обстоятельства, разделяют 65% атеистов, агностиков и людей, не имеющих четкой религиозной принадлежности, только 31% из них полагают, что в бедности виноват сам человек. Среди всех христиан 46% считают, что ключевой фактор – недостаток усилий. Белые евангелики (53%) считают, что бедные сами виноваты в своих недостаточных доходах, 41% винят обстоятельства. Среди католиков 50% склонны считать основной причиной недостаточный труд. В отличие от белых христиан, только 32% черных христиан видят причину в недостаточном труде, 64% из них склоняются в пользу внешних обстоятельств. В итоге исследователи пришли к выводу: христиане чаще, чем нехристиане, говорят, что бедность – следствие недостаточных усилий.
Религиозные деятели и прихожане прокомментировали результаты исследования. Newsweek цитирует Альберта Мохлера, главу Южной баптистской семинарии в Луисвилле, штат Кентукки. По мнению Мохлера, Библия говорит, что причинами бедности могут быть нежелание работать, плохие финансовые решения или разорванные семейные связи. Мохлер подчеркнул, всякая бедность обусловлена грехом, но это могут быть и грехи других, а не самого бедняка. В Эдеме, говорит теолог, не было нищеты, она появилась после грехопадения. Ричард Лэнд, президент Южной евангелической семинарии в Мэтьюзе, штат Северная Каролина, и исполнительный редактор Christian Post в своей статье сказал: являясь белым евангеликом и республиканцем, он бы скорректировал результаты исследования, так как сам не подходит под них. К бедности, говорит Лэнд, приводят не только предрассудки и отсутствие личной ответственности, но и саморазрушающие пристрастия. По его мнению, бедность обусловлена сложным сочетанием факторов и варьируется индивидуально. Некоторые рождаются в богатстве, но заканчивают дни в бедности, а кто-то не может проявить свой талант, родившись в семье с маленьким доходом. Он полагает, христиане должны помогать другим осознавать цели Бога в их жизни, в том числе стандарт экономической стабильности. По словам Лэнда, христиане должны не только кормить голодных, научить их ловить рыбу, но и помочь им получить справедливую рыночную цену за плод своего труда.
В Independent приводится мнение Джулисы Рид – члена афроамериканской баптистской общины в округе Оранжбург, Южная Каролина. Она полагает, что дело в недостатке усилий со стороны людей, так как очень редко люди прилагают большие усилия ради какой-то возможности. Она считает, что все-таки нельзя с полной уверенностью сказать, что если нуждающиеся люди придут в церковь за духовной поддержкой, то у них все будет прекрасно. Но если люди верят, что у них все наладится, то менее вероятно то, что такие люди сдадутся. Газета подчеркивает, что мнение Рид не совпадает с мнением афроамериканского большинства. Washington Post пишет, убеждения людей насчет бедности часто не имеют ничего общего с их верой. Некоторые говорили, что они слышали в церкви одно, а затем пришли к другому выводу. Так, евангелик Майкл О'Коннелл из Россвилла, штат Джорджия, сказал: по воскресеньям его пастор много рассказывал о необходимости помощи людям, многие из которых бедны не по собственной вине – пожилые люди, инвалиды и т.д. В то же время в церкви Рида больше говорят о нуждающихся, а о людях, которые просто ленивы, молчат.
Впрочем, организаторы исследования утверждают, что респонденты, вне зависимости от своих убеждений насчет бедности, говорили им: их церкви учат помогать нуждающимся, их приходы усердно работают над тем, чтобы претворить милосердие в жизнь. Религиозные организации не отворачиваются от бедных и активно занимаются социальной деятельностью: устраивают столовые для бедных, различные приюты, раздают вещи бездомным и т.д. Тем не менее еще ранее New York Times цитировала социолога из Гарвардского университета Роберта Патнэма. Патнэм заявил: последние 30 лет религиозные организации сосредоточены на сексуальной морали, абортах и гомосексуализме вместо того, чтобы обратить внимание на проблему бедности. В ответ появились статьи, в которых утверждение Патнэма подверглось резкой критике. Weekly Standard выделила, что на поддержку традиционного брака религиозными организациями направлено всего несколько сотен миллионов долларов, а на благотворительность – десятки миллиардов. В 2016 году Pew Research Center провел исследование, где американцам был задан вопрос, насколько церкви, синагоги и другие религиозные организации способствуют решению социальных проблем. 58% респондентов полагали, что религиозные организации активно занимаются социальной деятельностью (19% считают, что сильно способствуют решению многих проблем, 38% – некоторых), 39% считают, что участие церкви помогает очень немного или совсем никак. Белые евангелики полагают, что церкви помогают решать социальные проблемы (70%). Из других белых протестантов такого же мнения придерживаются 62%, из черных протестантов – 61%, из католиков – 63%, и только 38% неверующих соглашаются с этим. Как видим, в США верующие чаще, чем неверующие, полагают, что бедняк сам виноват в своей бедности. Но даже в этом верующие не едины. Черные христиане особенно выбиваются из общей статистики. Не все верующие оценивают положительно деятельность своих церквей в борьбе с бедностью. И это вызывает сомнение в наличии у религиозных институтов четко сформулированного ответа на проблему бедности.