Монумент генералу Ли демонтировали при повышенных мерах безопасности. Фото Reuters
Памятник солдату Конфедеративных Штатов Америки, снятый ранее со своего постамента в Луисвилльском университете штата Кентукки, был установлен 30 мая в городе Бранденбург в этом же штате. «Марш-бросок» памятника стал одним из завершающих аккордов развернувшегося в США противостояния различных взглядов на конструирование истории страны.
13 южных штатов, объявивших в 1860-х годах о своей независимости от правительства в Вашингтоне и основавших Конфедерацию, в разное время вернулись в состав союза, однако наследие короткого периода фактической независимости и по сей день играет важную роль в идентичности их жителей. Поэтому памятники героям и видным деятелям проигравшей Конфедерации не редкость для юга США, и продолжали появляться они даже спустя много десятилетий после того, как война подошла к концу. Так, одного из самых масштабных мемориалов Америки – барельефа на горе Стоун-Маунтин в Аппалачах – генералы-конфедераты Роберт Ли, Томас «Каменная стена» Джексон и президент непризнанного государства Джефферсон Дэвис удостоились в 1972 году. Но для чернокожего населения штатов, получившего свободу и гражданские права, они тоже были и остаются символическими фигурами – олицетворением тиранов, угнетателей и рабовладельцев. В этом году ситуация с исторической памятью начала быстро меняться.
Кампанию по сносу памятников подстегнули трагические события 2015 года, когда в Чарльстоне (Южная Каролина) в исторической африканской методистской епископальной церкви Эмануэль были расстреляны 10 чернокожих прихожан, 9 из которых скончались. Власти городов, в которых вопрос с памятниками стоял особенно остро, были вынуждены отреагировать на это событие. Самым напряженным образом события развивались в Новом Орлеане, где 17 декабря 2015 года городской совет принял решение демонтировать четыре памятника, включая огромный 26-метровый монумент генералу Ли в центре города, воздвигнутый в 1884 году.
В Новом Орлеане, где белые жители по сей день составляют 31%, а чернокожие – 67% (значительная часть из которых – безработные), уровень межрасовой напряженности остается довольно высоким. «Как духовные лидеры Нового Орлеана мы знаем силу символов, поэтому мы поддерживаем их устранение. В их нынешнем состоянии, лишенном какого-либо надлежащего контекста, эти памятники не учат нас ошибкам прошлого», – гласит петиция, подписанная сотней священников. Это, с одной стороны, объясняет причину того, что проект по сносу конфедератских памятников получил поддержку со стороны священнослужителей городских церквей, с другой – усугубляет уже начавшиеся столкновения (у предназначенной к демонтажу статуи генерала Ли в мае произошло множество драк сторонников и противников сноса монумента).
Единственный подрядчик, согласившийся в 2016 году выполнить необходимые работы, отказался от контракта после того, как его автомобиль был сожжен, а ему самому и его семье начали угрожать расправой неизвестные лица. Идея перекраивания монументального ландшафта встретила непонимание и в Законодательном собрании Луизианы, которое неоднократно рассматривало законопроекты, блокирующие возможность демонтажа памятников полководцам Конфедерации. В 2017 году решение о том, чтобы снять противоречивые памятники, было наконец принято – к радости сообщества афроамериканцев и протестам «белых супрематистов» (именно так в американской прессе чаще всего называют защитников монументов).
«Я здесь, чтобы засвидетельствовать низвержение прекрасного 106-летнего памятника, – сказал президент Комитета защиты монументов Пьер Макгроу, который 29 лет назад восстановил статую Джефферсона Дэвиса, снятую с постамента в мае 2017 года, в качестве одного из своих первых проектов, – это очень больно». Защитники памятников предпочитают использовать на своих акциях «Южный крест», знамя Конфедерации. Их противники используют распространенный в последние годы лозунг Black lives matter, под которым с 2014 года проходили массовые беспорядки, вызванные убийствами чернокожих американцев офицерами полиции. При этом с 2015 года и начала широкой кампании по демонтажу самых заметных памятников конфедератам некоторые из них, в том числе воинские захоронения, подвергаются атакам вандалов. Несмотря на то что борьба с памятниками, кажется, входит в завершающую фазу, выступление религиозных лидеров на одной из сторон и расовый подтекст подливают масла в огонь: именно поэтому рабочим приходится снимать статуи в скрывающих лицо масках и полицейских бронежилетах.