Ставить Турцию на исламские рельсы AGD начинает с превращения Софии в мечеть. Фото со страницы Национального молодежного фронта (Турция) в Twitter
Тысячи мусульман совершили 13 мая с.г. утренний намаз у Святой Софии в Стамбуле. Однако мусульманская молитва на этот раз стала еще и демонстрацией того, что турецкие клерикалы готовы бороться за то, чтобы мечеть, некогда бывшая христианским храмом, но превращенная декретом Ататюрка в 1934 году в музей, снова открыла свои двери для верующих мусульман. На фоне фундаментальных конституционных изменений в Турции субботний намаз стал политическим действом.
Основным организатором масштабного флешмоба, направленного на то, чтобы привлечь как можно больше верующих на молитву, стали организации «Ассоциация молодежи Анатолии» (Anadolu Genclik Dernegi – AGD) и «Национальный фонд молодежи» (Milli Genclik Vakfi – MGV). Сбор верующих на молитву они организовали под лозунгами «Разбей цепи, открой Айя-Софию» и «Возьми коврик для молитвы и приходи». На сайте AGD по этому поводу было опубликовано заявление, поясняющее, что время для него было выбрано не случайно: AGD приурочивает молитвенное собрание у Святой Софии к 564-й годовщине взятия Константинополя османским султаном Мехмедом II Завоевателем.
Однако молитвенное собрание для турецких общественных организаций стало не только поводом вспомнить о годовщине этого знаменательного для мусульманского мира события. Заявление управляемой Салехом Турханом AGD содержит и ряд политических пунктов клерикального и националистического толка. «Стамбул был гарантом независимости центральных исламских земель. Палестина, Босния, Чечня, Афганистан, Эритрея, Морони, многие угнетенные народы и страны мира, особенно в Аракане (Аракан, или Ракхайн – штат в Мьянме, в котором продолжается кровавое противостояние местного мусульманского населения с буддистами и правительственными войсками. – «НГР»), всегда лелеяли надежду на Стамбул», – гласит оно.
Нужно отметить, что намаз при участии AGD и MGV у Софии был проведен не впервые. AGD с 2012 года занимается его организацией и обеспечивает мероприятию массовость. Но предложения о превращении музея в мечеть исходили не только от исламской молодежи – так, в 2013 году вице-премьер Мехмет Арынч публично поддержал эту инициативу. В 2014 году от собравшихся на майский намаз по случаю годовщины взятия Константинополя верующих музей пришлось защищать полицейским оцеплением, причем напряжение подогревалось слухами о том, что в молитве мог принять участие премьер-министр (с 2014 года – президент) Турции и лидер Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайип Эрдоган (подробнее – в материале «НГР» от 04.06.14). Осенью 2016 года в мечеть Хункар Касри комплекса Айя-София был назначен имам Ондер Сой, который совершил в ней первую за 80 лет молитву. Это побудило AGD начать в социальных сетях кампанию по распространению хештегов #LetUsPray («Дайте нам молиться»)и #AyaSofyaAcilsinDunyaCildirsin («Пусть откроется Айя-София, пусть мир завидует»). Наконец, в апреле этого года СМИ обошел слух о том, что в Страстную пятницу Эрдоган намерен совершить в музее намаз вместе с представителями ПСР и исламского духовенства. Причем оригинальная публикация турецкого издания Sozcu Gazetesi привела слова своего источника в правительстве о том, что молитва президента станет «выступлением против крестоносцев» и будет призвана символически трансформировать музей в мечеть.
При этом в обществе раздаются и голоса противников такой трансформации. «Превращение собора Святой Софии в мечеть всегда было целью многих консервативных исламистов», – цитировало в феврале с.г. антрополога из Стамбульского университета Бильги Эркана Сака агентство USA Today. Обеспокоенность у противников передачи здания собора верующим вызывает и то, что это может повлечь за собой серьезный отток средств из туристической сферы, очень важной для турецкого государства.
Президентский намаз в Страстную пятницу в Святой Софии не состоялся. Однако символический смысл ежегодного молитвенного флешмоба в нынешнем году особо важен для Турции и касается вовсе не только вопросов управления бывшим главным храмом Константинополя. Победа на референдуме о конституционной реформе, превратившем Турцию в президентскую республику, была одержана Эрдоганом с крайне незначительным перевесом в неполные 3% голосов, и даже в ее достижении Эрдоган и ПСР опирались на поддержку ранее не соглашавшейся с отменой парламентской формы правления Партии националистического движения. Во время попытки военного переворота летом 2016 года сторонники Эрдогана выходили на улицы против военных под клич «Аллах акбар». В момент перехода к новой форме управления страной после расколовшего страну референдума турецкому президенту необходима консолидация общественных сил – и подпитывание надежд исламизированных националистов на то, что София снова станет мечетью, может стать залогом такой консолидации.